Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни
Так как при сколиозах страдает форма и подвижность грудной клетки, в связи с чем уменьшается ее экскурсия и жизненная емкость легких, то при воспитании навыка правильного дыхания акцент делается на тренировку грудного дыхания.
Специальные дыхательные упражнения выполняются между упражнениями, в моменты отдыха (лежа, сидя, стоя). Кроме того, при выполнении большинства движений обращается внимание на моменты, благоприятствующие вдоху и выдоху, а также на недопустимость задерживать дыхание при движениях.
Специальные упражнения (индивидуальные) направлены на исправление имеющихся дефектов, которые удерживаются стойко и не поддаются исправлению общими упражнениями в уроке. Для назначения специальных упражнений требуется, по возможности, раскрыть первопричину возникновения имеющихся дефектов. Далее, необходимо фиксировать внимание ребенка на его недостатке для того, чтобы на протяжении всего урока и, в дальнейшем, в течение всего дня, он его исправлял (это, главным образом, касается нарушений осанки, способствующих прогрессированию сколиоза) и только после этого назначаются специальные упражнения.
Основное внимание должно быть уделено правильной установке туловища, что невозможно без нормальной подвижности позвоночника и избирательного укрепления основных мышечных групп, поддерживающих туловище в исправленном положении. Прежде всего, фиксируется внимание на подвижности позвоночника, где имеются два крайних варианта: в одном случае - уменьшение, в другом - увеличение подвижности. Требуется дифференцированно подходить к определению подвижности позвоночника в целом и по различным его отделам.
При уменьшенной подвижности позвоночника в целом и по различным его отделам, дополнительно к тому, что имеется в общем уроке, даются специальные упражнения для увеличении подвижности в исходных положениях - коленно-кистевом и в висе.
Для увеличения подвижности шейного и верхнегрудного отделов позвоночника применяются висы с петлей Глиссона, затылочные качели, висы вниз головой, а также упражнения в коленно-кистевом глубоком положении. Увеличение подвижности в грудном отделе достигается различными висами взявшись руками, а также упражнениями в коленно-кистевом положении (глубоком, полуглубоком и горизонтальном). Увеличение подвижности позвоночника в поясничном отделе достигается висами взявшись руками, а также упражнениями в коленно-кистевом положении (горизонтальном).
При увеличенной подвижности позвоночника в целом применяется для упражнений И.п. - лежа, исключается полностью коленно-кистевое положение и ограничиваются висы. Висы ограничиваются, а не исключаются совсем, так как положение виса, вытягивающее позвоночник по оси, крайне необходимо при сколиозах.
Для избирательной тренировки силовой выносливости определенных мышечных групп наиболее выгодным является И.п. - лежа, как при выполнении симметричных, так и асимметричных упражнений.
При сколиозах у детей необходимо обращать внимание на тренировку силовой выносливости мышц спины со стороны выпуклости основной дуги искривления. Для этой цели индивидуально применяются несколько вариантов следующих упражнений:
.Симметричные упражнения в исходном положении лежа с движениями головы, плечевого пояса, рук и ног (в зависимости от локализации сколиоза). Опыт института им. проф. Г.И. Турнера показывает [цит. по 12], что при наличии разной силовой выносливости мышц спины справа и слева симметричные упражнения являются по своему действию асимметричными, то есть вызывают большее напряжение мышц со слабой стороны. Это дает нам право рекомендовать применение симметричных упражнений при всех степенях сколиоза, как основу лечебной гимнастики при сколиозах.