Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни
Средствами для разрешения этой задачи являются не только физические упражнения, общие для всей группы и индивидуальные, но также и вспомогательные ортопедические мероприятия.
Воспитание правильной осанки (правильного положения тела в покое и при движении) является, во-первых, профилактикой сколиозов и должно широко проводиться в семье, дошкольных учреждениях и в школе, и, во-вторых, необходимой составной частью лечения сколиозов у детей. Важно, чтобы правильная осанка у детей сделалась привычной и автоматизированной при выполнении ими жизненно необходимых положений и движений.
Эта задача является заключительной, требует длительного времени и может быть удачно разрешена лишь при наличии серьезного отношения занимающегося. Для разрешения этой задачи используются, главным образом, упражнения в сохранении правильного положения тела при различных положениях и движениях, выполняемых в различных условиях. Значительное место отводится специально подобранным играм, рассчитанным на проверку и закрепление правильного положения тела.
При сколиотической установке и сколиозе I степени у детей правильная осанка обеспечивает стойкий результат лечения. При сколиозе II степени у детей правильная осанка создает условия для прекращения прогрессирования сколиоза и дает возможность полностью скрыть свой дефект, что имеет большое значение, а также создать более благоприятные условия для работы органов грудной клетки (сердца и легких), находящихся в неблагоприятных условиях.
Основными средствами ЛФК являются специально организованные физические упражнения, обычно группируемые в комплексы, которые выполняются с музыкальным сопровождением [113,118].
Основная цель физических упражнений, называемых корригирующими (симметричных, асимметричных, деторсионных), состоит в том, чтобы путем регулярной тренировки мышц по программе, обеспечивающей постоянное наращивание их основных характеристик - силы, выносливости и работоспособности, достичь такого их развития, которое позволило бы им эффективно противостоять прогрессированию деформации и даже обратному ее развитию. Последнее практически достижимо лишь на ранних стадиях ее развития.
Очень большое значение в улучшении функционального состояния и восстановительных процессов у детей с начальными степенями сколиотической болезни играют упражнения на расслабление. Они выполняются из положения стоя, сидя и лежа. Среди них наиболее распространенными в практике лечения сколиоза является потряхивание рук, ног и произвольное расслабление мышц туловища в исходном положении лежа на спине [115].
Специально организованные физические упражнения могут быть систематизированы следующим образом:
Ø Упражнения для воспитания и тренировки общей и избирательной силовой выносливости.
Ø Упражнения для увеличения подвижности позвоночника.
Ø Упражнения для воспитания общей координации движений.
Ø Упражнения для воспитания и закрепления правильной осанки.
Ø Упражнения для воспитания навыков правильного дыхания.
Упражнения для воспитания и тренировки общей и избирательной силовой выносливости. Для воспитания и тренировки общей и избирательной силовой выносливости наиболее выгодным является исходное положение лежа (на спине, на животе, на боку). В этом положении достигается наиболее совершенная разгрузка опорно-двигательного аппарата в целом: для мышц полностью выключается необходимость удержания тела в вертикальном положении, для позвоночника обеспечивается разгрузка от давления на него тяжести вышележащих частей тела.