Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни
Плавание. Занятия в плавательном бассейне оказывают разностороннее воздействие на организм ребенка [13,14,47,76,83]. Они положительно влияют на опорно-двигательный аппарат, дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы. Занятия обычно проводятся 2 раза в неделю групповым методом. Группы комплектуются в зависимости от возраста, типа искривления, плавательной подготовленности и других факторов. Численность каждой группы 10-15 человек.
Основные задачи лечебного плавания следующие: разгрузка позвоночника; возможное исправление деформации; воспитание правильной осанки; улучшение координации движений; увеличение силы и тонуса мышц; постановка правильного дыхания; улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание; приобретение навыков плавания - освоение плавания; эмоциональная разрядка больных детей, профилактика психологической перегрузки [79].
Весь курс занятий в бассейне длится с сентября по май-июнь месяцы и состоит, как и курс лечебной гимнастики, из 3-х периодов - подготовительного, основного и заключительного.
В подготовительном периоде (сентябрь, октябрь) ставятся и решаются задачи овладения элементами техники плавания, правильного, ритмичного дыхания, сочетающегося с плавательными движениями, закаливание организма, воспитания навыка правильной осанки, улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепление мышц, в особенности разгибателей позвоночника. Удельный вес корригирующих и стабилизирующих воздействий на искривленный позвоночник еще небольшой.
В этом периоде осваивается техника плавания способами брасс на груди, на спине. Кроме того, дети овладевают движениями ног, имеющими место в плавании способами на боку и в кроле на груди и спине. С помощью данных движений обеспечивается на занятиях скольжение ребенка в воде с неподвижными руками с опорой и без опоры о доску. При обучении технике плавания обращается внимание на продолжительность наплыва и паузе между циклами движений.
В подготовительном периоде начинается применение плавания в ластах, плавания со специальными лопаточками на кистях и выполнение комплексов упражнений с резиновыми амортизаторами в воде. Плавание в ластах способствует укреплению мышц и связок стопы и голеностопного сустава. Использование лопаточек различных размеров, закрепленных на кистях, направлено, главным образом, на изменение площади гребущей поверхности и на регулирование нагрузки на определенные группы мышц конечностей и туловища. Дыхательные упражнения, применяемые в подготовительном периоде в зале «сухого» плавания и в воде, должны способствовать увеличению экскурсии грудной клетки, диафрагмы, повышению функциональных способностей дыхательной мускулатуры, нормализации легочной вентиляции. Существенную пользу приносит надувание резиновых игрушек, выдыхание в них воздуха под водой.
В основном периоде (ноябрь - апрель) решается более широкий круг задач. Основными из них будут: а) корригирующие и стабилизирующие воздействия на искривленный позвоночник; б) дальнейшее укрепление мышц туловища и спины; в) улучшение физического развития; г) совершенствование функций органов кровообращения и нервной системы: л) закрепление навыка правильной осанки; е) дальнейшее закаливание организма; ж) коррекция плоскостопия.
Для решения этих задач с успехом используются средства, применявшиеся в подготовительном периоде. Кроме этого, особое значение придается сохранению правильной позы, чему помогает применение лопаточек, закрепленных на кистях. Заученные способы плавания выполняются в различных сочетаниях. При этом в случае кифосколиоза предпочтение отдается брассу на спине. На занятиях применяется дозированное проплывание отрезков с повышенной скоростью и ныряние в длину для повышения выносливости дыхательных мышц.