Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни
При исправлении осанки особо важное значение имеет учет индивидуальных особенностей. Необходимо выявить оставшиеся нарушения в осанке ребенка, которые с трудом поддаются стойкому исправлению, для того чтобы назначить в дальнейшем специальные упражнения.
С первых же занятий начинается элементарная работа над осанкой, заключающаяся в объяснении правильного расположения отдельных частей тела. При этом для более углубленной работы, максимально используется включение различных рецепторов (зрительных, слуховых, тактильной и проприоцептивной чувствительности и пр.), в связи с чем проводится работа у зеркала, у стены и у гимнастической стенки. По мере знакомства детей с правильным расположением отдельных частей тела и с собственными ошибками переходят к следующему этапу работы в этом направлении - к воспитанию правильной осанки в целом. Дети должны научиться фиксировать свое внимание на правильном расположении не какой-нибудь одной части тела, а всех его частей, обеспечивающих правильную осанку. И, наконец, на заключительном этапе, для закрепления правильной осанки, применяется тренировка с сохранением правильного положения тела при различных положениях и движениях, выполняемых в различных условиях, например, сохранение правильной осанки с закрытыми глазами.
Таким образом, на первый план выступает сохранение правильной осанки по требованию реабилитолога, ориентируясь на мышечно-суставное чувство. Значительное место отводится здесь специально подобранным играм.
Упражнения для воспитания навыков правильного дыхания. На протяжении всего периода занятий обращается большое внимание на дыхание с целью: а) оздоровительно-гигиенической; б) воспитательно-образовательной (умение управлять своим дыханием, выработать навык правильного дыхания); в) лечебной (дается как специальное упражнение при деформированной сколиозом грудной клетке).
При проведении занятий лечебной гимнастикой следует обращать внимание на дыхание больных детей. Оно должно быть полным, глубоким. В акте дыхания должны участвовать не только грудная клетка, но и мышцы передней стенки живота и диафрагма. Дыхание будет полным в том случае, если при вдохе происходит расширение грудной клетки и выпячивание вперед передней стенки живота. При выдохе грудная клетка уменьшается в объеме, а передняя стенка живота втягивается. При повышении нагрузки вдох делается через нос, а выдох - через рот. Выдох должен производится плавно, без напряжения и быть продолжительнее вдоха примерно на 20-25% [77].
Особое место на занятиях лечебной гимнастикой занимают специальные дыхательные упражнения. Они выполняются в неподвижном положении тела и в движениях. В статике (лежа на спине, боку, сидя и стоя) применяются: а) ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном для больного ребенка темпе; б) ритмичное дыхание через одну ноздрю при зажатой другой ноздре; в) брюшное (диафрагмальное) дыхание; г) грудное дыхание; д) полное дыхание.
Из динамических дыхательных упражнений применяется равномерное носовое дыхание в сочетании с медленной ходьбой или бегом. Оно может проводиться в сочетании с имитацией ходьбы из исходного положения лежа или сидя. При этом выдох несколько длиннее вдоха. Обе фазы дыхательного акта выполняются на определенное количество шагов. Все упражнение длится 1-2 минуты.
Дыхательные упражнения, используемые на занятиях лечебной гимнастикой, оказывают благотворное действие не только на функцию внешнего дыхания, но и на сердечно-сосудистую и нервную системы больных детей.