Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни
Прежде, чем принять детей в группу для занятий лечебной гимнастикой, проводится разъяснительная работа с родителями. В последующем контроль за выполнением домашних назначений осуществляется путем систематических вызовов родителей и повторных бесед с ними в присутствии детей. С целью воспитания добросовестного отношения к занятиям вводятся дневники, где отмечается успеваемость и дисциплина, организуются соревнования между группами за лучшие показатели лечения. Применяются также демонстрации на уроках лучших достижений отдельных больных, объяснение и разбор ошибок при выполнении упражнений и т. д. Систематически проводятся беседы, в которых освещаются две темы (режим и элементарные анатомо-физиологические сведения) с различными вариантами, в определенной последовательности.
Вторая частная задача - воспитание и тренировка общей силовой выносливости в правильных положениях тела - является основной на протяжении всего лечения. Правильная осанка обеспечивается соответствующим сочетанием в напряжении определенных мышечных групп, что вызывает необходимость избирательной выработки силовой выносливости тех мышечных групп, которые обеспечивают закрепление нужного двигательного стереотипа. Требуется, таким образом, соответственно подготовить нервно-мышечный аппарат к значительной силовой нагрузке для длительного удержания тела в положении правильной осанки при жизненно необходимых положениях и движениях.
Для этой цели применяются разнообразные гимнастические упражнения по укреплению основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины, живота, нижних конечностей). Характер выполнения упражнений должен соответствовать требованиям в выработке силовой выносливости с учетом возрастных особенностей детей: ритмичные движения в медленном темпе, задержка в определенных положениях, включение отягощения и сопротивления. Очень важно при выполнении значительной статической работы научить детей экономно расходовать свои силы, поэтому необходимо обращать внимание на правильную постановку движения и следить за реакцией сердечно-сосудистой системы.
Третья частная задача - воспитание общей координации движений - дает возможность детям лучше и быстрее осваивать новые координационные соотношения. Для воспитания координации движений используются упражнения в равновесии, с мячами, специальные задания на точность движений, а также продуманные подвижные игры, соответствующие возрасту детей, вырабатывающие ловкость и быстроту реакции. При этом важно воспитание моральных и волевых качеств: настойчивости в достижении намеченной цели, решимости и т. д.
Перечисленные выше три частные задачи создают как бы необходимый «фундамент», который позволяет наиболее успешно перейти к исправлению имеющихся дефектов.
Для исправления имеющихся дефектов надо постепенно и последовательно устранить все препятствия, мешающие правильной установке отдельных частей тела.
С первых же дней занятий начинается исправление имеющихся дефектов элементарными общими для всей группы упражнениями. В дальнейшем, через какой-то период времени, который зависит от возраста детей, от наличия имеющихся дефектов, даются индивидуальные специальные упражнения. Необходимость в тех или иных индивидуальных упражнениях выявляется в процессе занятий. Индивидуальные упражнения требуют предварительной подготовки и касаются только тех дефектов, которые не поддаются исправлению общими мерами.