Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни
Кроме указанных выше форм ЛФК при сколиотической болезни, немаловажное значение имеют естественные факторы природы. Здесь ведущую роль имеют процедуры закаливания.
В кабинете ЛФК могут быть применены следующие формы организации занятий: групповой урок; индивидуальные занятия; индивидуальные задания.
Основной формой организации занятий по лечебной гимнастике является урок с группой детей, страдающих сколиозами и одинаковых по возрасту.
Групповой урок позволяет одновременно охватить большее количество детей и, кроме того, дает возможность наиболее эмоционально проводить лечение, что имеет немаловажное значение.
Индивидуальные занятия проводятся только с детьми младшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте при групповых занятиях нельзя добиться необходимой точности движений.
Индивидуальные задания даются только в силу необходимости тем детям, которые не могут по тем или иным причинам посещать кабинет лечебной гимнастики (дальность расстояния, невозможность сопровождения детей и т. д.). В таких случаях основное внимание уделяется организации общего и статико-динамического режима. Кроме того, дается ограниченное количество тщательно разученных в кабинете лечебной гимнастики элементарных упражнений, главным образом, для тренировки силовой выносливости основных мышечных групп в И.п. - лежа, которые выполняются детьми дома под контролем родителей. Для проверки выполнения индивидуальных заданий родители с детьми периодически приходят в кабинет ЛФК.
Успешное осуществление задач лечебной гимнастики при лечении детей с нарушениями осанки и искривлениями позвоночника во многом зависит от правильного составления годового рабочего плана. План составляется на основе задач, которые должны быть разрешены при лечении, учитывая 3 возрастные группы (см. ниже), и используя соответствующий материал физических упражнений. Годовой рабочий план составляется на 32 недели. Летом занятия не проводятся.
Соответственно основным задачам, которые требуется разрешить на протяжении всего лечебного сезона, а также с учетом возраста детей, производится схематическая разбивка материала (упражнений, игр и т. д.) по неделям, на листе, расчерченном на клетки по количеству недель. Все это составляет содержание годового рабочего плана. На основании составленного годового рабочего плана подробно разрабатывается материал на неделю по принятой схеме урока.
Содержание отдельных уроков черпается из развернутого недельного рабочего плана. При составлении уроков необходимо обращать особое внимание на соблюдение последовательности и постепенности в прохождении материала. Ранее пройденный материал необходимо частично повторять в ряде уроков и, по мере его усвоения, усложнять условия выполнения данных упражнений.
Урок лечебной гимнастики с детьми при сколиозах, возникших на почве нервно-мышечной недостаточности, строится так же, как и уроки лечебной гимнастики при других заболеваниях. Он состоит из трех частей (Комплексы 1 и 2).
Вводная часть, главным образом, имеет организующее значение и включает упражнения, которые мобилизуют внимание занимающихся, создают более благоприятные условия для дальнейшей работы нервно-мышечного аппарата и ориентируют занимающихся на сохранение правильной осанки.
Основная часть направлена на разрешение всех задач, намеченных при лечении детей со сколиозами, а именно: создание благоприятных физиологических условий для восстановления правильного положения тела; исправление имеющихся дефектов; воспитание и закрепление правильной осанки. От этапа лечения зависит акцент на ту или другую задачу.