Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни
Комплекс 2
Примерный урок 2 (основной этап - 7-й месяц занятий)
Для той же группы детей, что и урок № 1 (У всех детей имеются индивидуальные упражнения)
№№ упр. |
Цель |
Упражнение |
Дозировка |
Указания | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. |
Умеренное поднятие тонуса с ориентировкой на правильную осанку |
I. Вводная часть Построение в колонну по одному. Ходьба приставным шагом вперед, назад и в стороны с бросанием и ловлей теннисного мяча. Бег (непродолжительный). Ходьба |
3-5 мин. 3-5 мин. |
Все движения должны выполняться с сохранением правильной осанки | |
1. |
Увеличение подвижности позвоночника |
II. Основная часть И. п. - коленно-кистевое (горизонтальное, полуглубокое или глубокое) - симметричное ползание в перекрестном шаге |
40-45 мин. 1-2 мин. |
Упражнения №№ 1, 2 выполняются детьми индивидуально, в различных исходных положениях, в зависимости от того, в какой части позвоночника надо увеличить подвижность. Дети, которым противопоказано коленно-кистевое положение, находятся в положении виса на наклонной плоскости, лестнице или лежа на ковре выполняют упражнения для укрепления мышц спины и живота | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
2. |
Увеличение подвижности позвоночника и укрепление мышц плечевого пояса |
И. п. - то же. Симметричное ползание с вращением руки и вытяжением ноги |
1-2 мин. | ||
3. |
Отдых |
Исходное положение - стоя на коленях; дыхательные упражнения с движением рук |
1-2 мин. |
Данное дыхательное упражнение выполняется для отдыха после всех упражнений в коленно-кистевом положении | |
4. |
Тренировка силовой выносливости мышц спины |
Исходное положение - стоя на коленях с наклоном туловища под углом 45°; руки согнуты в локтевых суставах: круговые движения в плечевых суставах с паузой в конце движения |
1-2 мин. |
Упражнения №№ 4-5 выполняются в медленном темпе и чередуются с отдыхом. Во время отдыха дети, выпрямившись, покачивают расслабленными руками, стоя с правильно принятой осанкой | |
5. |
То же |
Исходное положение - стоя на коленях с наклоном туловища под углом 45°; руки вытянуты назад, пальцы сжаты в кулаки, круговые движения в плечевых суставах, чередующиеся с 2-3 покачиваниями рук |
1 мин | ||
6. |
Самовытяжение |
Исходное положение - лежа на животе; руки по ковру вытянуты вперед (в каждой руке по теннисному мячу) - потягивание |
1 мин |
Тянуться головой и руками вперед, а ногами назад. При потягивании делается вдох, при расслаблении - выдох | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
7. |
Тренировка силовой выносливости мышц спины |
Исходное положение - лежа на животе (в каждой руке по теннисному мячу); руки согнуты в локтевых суставах, руки в стороны или назад - сжимание мячей, чередуя с 2-3 небольшими покачиваниями рук |
1 мин |
При показаниях к асимметричному укреплению мускулатуры в грудном отделе при выполнении упражнений №№ 7-8, дети сжимают мяч только одной рукой (со стороны выпуклости сколиоза) | |
8. |
То же |
Исходное положение - лежа на животе, руки вытянуты Вперед, в каждой руке по теннисному мячу - плавательные движения руками (брасс) со сжиманием мячей в положении руки согнуты в локтевых суставах с последующим самовытяжением в конце движения |
1 мин. |
- | |
9. |
То же |
Исходное положение - лежа на животе; руки вытянуты вперед, подняты, в одной руке теннисный мяч - бросание (и ловля) мяча из одной руки в другую |
1 мин. |
При выполнении данного упражнения дети не должны поднимать грудь от пола. Уронивший мяч выбывает из игры | |
10. |
Отдых |
Исходное положение - лежа на животе; опрос детей - какие у каждого из них дефекты в осанке и способы их исправления |
3 мин |
Опрос производится для того, чтобы дети помнили о своих стойких дефектах в осанке и постоянно стремились к их исправлению | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
11. |
Тренировка силовой выносливости мышц спины |
Парные упражнения с сопротивлением: № 1 - выполняющий упражнение; № 2 - оказывающий сопротивление. а) для № 1 исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, локти назад, голова поднята; для № 2 исходное положение - стоя на коленях, взявшись за локти № 1. Упражнение: № 2 производит толчкообразное прерывистое надавливание на локти № 1, пытается их отвести; № 1 старается удержать руки в исходном положении; б) исходное положение № 1 и № 2 - то же. Упражнение: № 2, придерживая один локоть, толчкообразно надавливает на другой (со стороны выпуклости сколиоза в грудном отделе) и пытается его отвести; № 1 старается удержать руку в исходном положении; в) Исходное положение для № 1 - лежа на животе, нога слегка при поднята (со стороны выпуклости сколиоза в поясничном отделе); № 2 стоит на коленях, кисти его упираются в ногу № 1 - одна рука посредине бедра, другая - посредине голени. Упражнение: № 2 толчкообразно надавливая на ногу пытается ее опустить, № 1 старается удержать ногу в исходном положении |
Упражнения с сопротивлением выполняются в медленном темпе с паузами для отдыха, с указанием дозировки без общей команды. Особое внимание при выполнении асимметричных упражнений обращается на сохранение правильного положения позвоночника, на изолированное напряжение нужных мышечных групп. Упражнения с сопротивлением делаются индивидуально: часть детей делает симметрично, выполняя упражнение № 11а; дети со сколиозом, где основная дуга расположена в грудной части, выполняют упражнения № 11б асимметрично. Дети со сколиозом, где основная дуга расположена в нижне-грудном и поясничном отделах, могут выполнять упражнения № 11в асимметрично | ||