Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни
Ø Физиологическая нагрузка (кривая пульса) постепенно увеличивается к концу основной части урока в пределах 40-50% ускорения пульса по отношению к исходным цифрам.
При различных этиологических формах сколиоза имеются свои особенности применения средств лечебной физкультуры.
Так, при врожденном сколиозе целью восстановительного лечения, как указывает А.Ф. Каптелин [47], является не коррекция искривления, а повышение устойчивости позвоночника к статической нагрузке, поддержание взаимной уравновешенности между кривизнами, улучшение общего состояния и физического развития. Противопоказаны, по его мнению, упражнения, ведущие к повышению мобильности позвоночника, асимметричные корригирующие упражнения в ползании. Осторожно должны применяться деторсионные движения и при диспластических сколиозах [87]. Исключаются при врожденных деформациях интенсивные вытягивающие упражнения. Допустимы лишь вытягивающие упражнения, выполняемые в положении лежа. Объем движений туловищем в процессе лечения должен быть ограниченным, темп этих движений - медленным, а напряжение мышц достаточно большим. Используются общеукрепляющие, дыхательные упражнения и упражнения, улучшающие осанку и укрепляющие мышцы живота и спины. Общеукрепляющие упражнения выполняются в положениях лежа и на четвереньках. Для увеличения напряжения мышц можно использовать дополнительные отягощения гантелями и сопротивления (эспандер).
Укрепление мышц спины и живота достигается за счет движений конечностями. Упражнения, расширяющие грудную клетку, носят симметричный характер. Несколько ограничены возможности широкого использования при сколиозах врожденной этиологии элементов спорта.
При паралитических сколиозах I степени применение средств лечебной физкультуры, как отмечает Л.В. Дьяченко [36], определяется особенностями поражения мышц. При поражении мышц живота, одной или двух нижних конечностей используются локальные симметричные или асимметричные упражнения для мышц живота и мышц нижних конечностей, пассивные упражнения, активные движения с помощью, активные упражнения с преодолением силы тяжести или сопротивления. Кроме этого, применяются статические и динамические дыхательные упражнения, упражнения, улучшающие координацию (без предметов, с предметами, на снарядах) и упражнения в ходьбе. Положительную роль играют здесь также подвижные игры на месте и с перемещением, лыжи, элементы волейбола, настольного тенниса, бадминтона, плавание и др.
При сколиозе I степени, связанном с поражением мышц туловища и одной или двух конечностей, Л. В. Дьяченко [36] рекомендует симметричные и асимметричные упражнения для мышц туловища и нижних конечностей, упражнения в ходьбе - в ортопедическом аппарате, корсете с тросточкой, с костылями. Вместе с этими упражнениями больные дети выполняют также все вышеперечисленные упражнения, не акцентируя внимания на упражнения для мышц живота.
При сколиозе I степени, возникающем на почве неполного паралича мышц туловища, верхних и нижних конечностей, добавляются симметричные и асимметричные упражнения для рук. Из элементов спорта остаются только игры на месте и малоподвижные игры, а также плавание с облегчающими приспособлениями. Особенности лечебной физкультуры при сколиозах, не связанных с изменениями врожденного и паралитического характера, были указаны выше.
Имеется ряд отличий в применении физических упражнений при различной степени искривления позвоночника. Например, при сколиозе II степени, в отличие от сколиоза I степени, применяются корригирующие, деторсионные упражнения и упражнения на растягивание мышц вогнутой стороны и сокращение мышц выпуклой стороны. Сама методика лечебной гимнастики становится более дифференцированной [87].