Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни
Характер воздействия на позвоночник больных детей физическими упражнениями зависит также от типа сколиоза, локализации и направления искривления.
При грудном сколиозе корригирующие воздействия соответствующими упражнениями направлены на грудной отдел позвоночника (вытягивание руки с вогнутой стороны искривления, наклоны туловища с противоупором руки, ходьба на лыжах с укорочением одной палки и др.).
При поясничном сколиозе таз располагается в косом направлении с опущением его на стороне выпуклости. Для его коррекции применяется ряд специальных корригирующих упражнений, одновременно укрепляющих мышцы: «ласточка», «выпад», «аист», повороты на лыжах через ногу вправо или влево и другие.
При комбинированных (S-образных) сколиозах одновременно сочетаются упражнения, направленные на коррекцию дуг искривления в грудном и поясничном отделах. При этом типе деформации Г. Г. Петренко [76] были успешно применены плавание на боку, асимметричный брасс и кроль.
При правосторонних и левосторонних сколиозах имеют место противоположные по направлению корригирующие движения туловищем и конечностями.
Для правильного использования физических упражнений в лечении детей с начальными степенями сколиоза имеет значение и возраст больных. Наиболее успешно поддаются коррекции непрогрессирующие сколиозы I и II степени (особенно I степени), если комплексное консервативное лечение с акцентом на лечебную физкультуру и элементы спорта начинается в раннем возрасте и продолжается длительное время с непродолжительными перерывами между курсами лечения.
Для получения стойкого эффекта оказывается важным частое выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений в домашних условиях, строгий учет индивидуальных темпов роста и развития ребенка, длительно посещающего кабинет ЛФК и т. п.
Сколиотическая установка и сколиоз I степени. При сколиотической установке и сколиозе I степени у детей, в основном, разрешаются следующие задачи: создание общих благоприятных физиологических условий для восстановления правильного положения тела, и воспитание и закрепление правильной осанки путем применения симметричных упражнений. В первую очередь, что является самым главным, необходимо тщательно изучить и внести коррекцию в привычную неправильную статику детей. Наблюдаются следующие привычные неправильные положения:
Ø Стоя: а) на одной ноге, другая согнута; б) на обеих ногах, но одна нагружается больше; в) с поворотом таза.
Ø Сидя: а) с асимметричным положением плеч при письме; б) с большей опорой на одну половину таза, сдвигая туловище в ту же сторону; в) в школе на протяжении нескольких лет в одной и той же боковой колонне, поворачиваясь к преподавателю и доске в одну и ту же сторону или на парте, не соответствующей росту.
Ø Лежа: а) во время сна положение на одном боку; б) чтение, лежа на одном боку.
Ø При ходьбе - постоянное ношение портфеля в одной и той же руке.
Необходимо фиксировать внимание детей и родителей на всех этих, как будто бы мелочах, имеющих, на самом деле, весьма существенное значение.
Только в том случае, когда сколиоз I степени упорно не поддается исправлению, требуется специальная подготовка путем тренировки избирательной силовой выносливости мышц с применением асимметричных упражнений (см. «Специальные упражнения»). Даются 1-2 асимметричных упражнения с тщательным контролем, на ограниченное время.