Оценка эффективности физической реабилитации при сколиотической болезни
Подография - методика регистрации и анализа временных характеристик шага [88]. Обычно используют методику регистрации нескольких независимых параметров, характеризующих ходьбу: время начала пяточного контакта правой ноги, время начала носочного контакта правой ноги, время окончания пяточного контакта правой ноги, время окончания носочного контакта правой ноги, время переноса правой ноги (нога не касается опоры). Для левой ноги определят аналогичные величины. Также регистрируют время, характеризующее разницу между аналогичными моментами контакта стоп правой и левой ноги. Если цикл шага не значительно меняется в течении обследования, определяют цикл шага, период переноса, двуопорный период, цикл шага, частоту шага.
Электрокардиографические исследования позволяют выяснить наличие или отсутствие перегрузки и гипертрофии правых отделов сердца, нарушении автоматизма, возбудимости, проводимости и сократимости сердечной мышцы у больных детей [69].
Функциональные пробы с дозированной нагрузкой (20 приседаний за 30 с, бег на месте, работа на велоэргометре) дают возможность оценить адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы у детей при сколиотической болезни.
Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) в процессе занятий проводятся по общепризнанной методике. В ходе них решаются следующие задачи: 1) выявление противопоказаний к занятиям ИКД, ЛГ в связи с отклонениями в состоянии здоровья ребенка; 2) определение функционального состояния занимающегося для назначения соответствующей нагрузки по времени, объему, темпу; 3) контроль за состоянием организма в процессе занятий, который предполагает изучение функциональных возможностей организма (этапный контроль), а также влияния на организм отдельных тренировочных занятий (текущий контроль и самоконтроль). Две первые задачи решаются перед началом курса ИКД и ЛФК, третья - в процессе занятий.
В ходе проведения ВПН изучаются величины частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД) и время их восстановления по общепринятым методикам. С помощью спирометрии (применяется суховоздушный спирометр) определяется жизненная емкость легких (ЖЕЛ). С помощью спирографии (в начале и конце реабилитационных воздействий) определяются частота дыхания (ЧД) и потребление кислорода в покое (ПО2). Спирограммы регистрируются с помощью спирографа после 10-15-минутного спокойного лежания на кушетке. Каждый из обследованных детей предварительно обучается дыханию через вентиль прибора и привыкает к условиям исследования.
ВЫВОДЫ
.Сколиотическая болезнь - сколиоз (scoliosis) - стойкое боковое искривление позвоночного столба, развивающееся преимущественно у девочек в возрасте от 1 года до 15 лет и вызывающее значительные патологические изменения во внутренних органах и других отделах (сегментах) опорно-двигательного аппарата.
.Сколиозы могут быть врожденными, приобретенными и диспластическими. Выделяют пять групп сколиозов: I группа - миопатический сколиоз; II - неврогенный сколиоз; III - диспластический сколиоз; IV - сколиоз, развивающийся на почве заболеваний грудной клетки (эмпиема плевры, послеожоговые рубцы и т. д.); V - сколиоз неясной этиологии (идиопатический). Различают следующие типы сколиозов: поясничный, грудопоясничный, грудной, шейно-грудной и S-образный. Формы сколиоза: первично компенсированные S-образные сколиозы; первично дорсальные правосторонние сколиозы с отклонением туловища и вторичным компенсаторным дорсо-люмбальным противоискривлением; S-образные дорсо-люмбальные или люмбальные искривления с отклонением туловища; первичные дорсо-цервикальные сколиозы; атипичные формы сколиозов.
.В настоящее время большое место в реабилитации больных сколиозом занимает консервативный метод лечения, под которым понимается комплекс медицинского, ортопедического, педагогического, психологического и социального порядка. Существенное значение в этом комплексе играют ЛФК, массаж, методы пассивной коррекции, ортопедические поддерживающие корсеты (при сколиозе II степени), физиотерапевтические и закаливающие процедуры, витаминотерапия. Цели, преследуемые при консервативном методе лечения сколиоза: 1) остановить развитие процесса; 2) достичь возможной коррекции и деторсии; 3) закрепить полученные результаты лечения.
.Средствами ЛФК являются: упражнения для воспитания и тренировки общей и избирательной силовой выносливости, для увеличения подвижности позвоночника, для воспитания общей координации движений и закрепления правильной осанки, навыков правильного дыхания; вспомогательные ортопедические средства; элементы видов спорта, закаливающие процедуры. Специальные физические упражнения (корригирующие) при сколиозе делятся на симметричные, асимметричные, деторсионные. Основными формами лечебной физкультуры, кроме лечебной гимнастики, является утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, некоторые спортивные игры и упражнения.