Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни
Механизм лечебного действия и общие задачи лечебной физической культуры при сколиотической болезни. Основным и наиболее действенным звеном в консервативном лечении сколиоза, по-прежнему, остается лечебная физическая культура (ЛФК).
Клинико-физиологическим обоснованием применения ЛФК является тесная связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночного столба с функциональным состоянием организма. Физические упражнения посредством нейро-рефлекторного и нейро-гуморального механизмов регуляции функций в организме оказывают общестимулирующее и общетонизирующее действие на организм больного, улучшают обменные процессы и трофику мышц спины и позвоночного столба и тем самым создают условия для стабилизации и коррекции патологического процесса [95,96].
Улучшение трофики мышц, рост их силовой выносливости позволяют выработать достаточно мощный корсет, удерживающий позвоночный столб (то есть сформировать необходимую компенсацию) в положении максимальной коррекции, а при невозможности такой коррекции - обеспечивают стабилизацию его и предотвращают прогрессирование сколиоза.
Физические упражнения способствуют также нормализации деятельности внутренних органов, а в ряде случаев - и функции позвоночного столба.
В зависимости от степени сколиоза ЛФК может несколько отличаться. Так, например, при сколиотической болезни I степени ЛФК по нагрузке несколько более насыщена физическими упражнениями, чем при сколиотической болезни II степени, но принципы остаются те же: это и единство общих и специальных воздействий на организм больного, и систематичность и регулярность проведения занятий ЛФК, постепенность повышения нагрузки, усложнения задач и требований к организму больных детей, и индивидуализация лечебного воздействия на организм больных детей [38,52,74,85,88,102,112].
ЛФК является упорным, длительным и систематическим воздействием на организм ребенка путем применения общеукрепляющих и специальных упражнении, направленных на восстановление правильного положения тела, что в дальнейшем может способствовать в ряде случаев нужным морфологическим изменениям в скелете. Главным звеном в ЛФК является перестройка в нужном направлении функциональных соотношений в нервно-мышечном аппарате.
Основными задачами ЛФК, определяющими подбор физических упражнений и методику их применения, являются:
Ø создание благоприятных физиологических условий для восстановления правильного положения тела;
Ø стабилизация сколиотического процесса и исправление имеющихся дефектов;
Ø воспитание и закрепление правильной осанки;
Ø нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма - дыхательной, сердечно-сосудистой и других;
Ø повышение неспецифических защитных сил организма.
Средства и формы лечебной физической культуры при сколиотической болезни. Для разрешения вышеперечисленных задач используются различные средства и формы ЛФК [16,40,4755,56,62,63,71,79,81].
Создание благоприятных физиологических условий для восстановления правильного положения тела разрешается тремя частными задачами: а) воспитанием дисциплинированности и сознательного активного отношения к восстановлению правильного положения тела; б) воспитанием и тренировкой общей силовой выносливости; в) воспитанием общей координации движений.
Первая частная задача является ведущей воспитательно-образовательной задачей, без которой немыслимо эффективное лечение. Главное - создать у детей стремление к исправлению своего дефекта, воспитать настойчивость для преодоления сложного и длительного процесса тренировки, требующего значительной затраты сил, времени, внимания и сознательного отношения к соблюдению правил указанного режима. Средствами для разрешения указанной задачи являются различные организационные мероприятия, направленные на мобилизацию внимания семьи к выполнению предъявляемых требований и сплочению детского коллектива в процессе занятий.