«Канон врачебной науки»
Что касается лечения при помощи лекарств, то для него есть три правила: 1) правило выбора лекарства по его качеству, то есть выбор горячего или холодного, влажного или сухого, 2) правило выбора лекарства по количеству, и это правило содержит в себе правило измерения веса, и правило измерения свойств, то есть степеней горячности, холодности и прочего, 3) правило распределения времени приема лекарства. Что касается правила выбора по качеству лекарств вообще, то выбор пойдет по правильному пути при распознании рода заболевания. Поистине, когда будет понятно качество болезни, нужно выбрать лекарство с противодействующим качеством, ибо болезнь лечится противодействием, а здоровье сохраняется содействием.
Количественное измерение лекарства в двух отношениях, взятое в целом, производится путем проницательности врачебного искусства, основываясь на естестве органа, степени заболевания, и факторов, которые указывают на соответствие и сообразность этих лекарств; эти факторы суть пол, возраст, привычка, сезон, страна, профессия, сила и наружность.
Познание естества органа обнимает в себе знание четырех вещей: 1) натуры органа, 2) его природного устройства, 3) его положения и 4) его силы. Что касается натуры органа, если известна его естественная натура и его болезненная натура, то путем проницательности врачебного искусства узнается, насколько натура его отклонилась от своей естественной натуры; определяется количество того, что возвратит натуру в естественное состояние. Например, если здоровая натура будет холодной, а болезненная горячей, то значит, что последняя очень отклонилась от естественной натуры, и необходимо сильное охлаждение. Если обе натуры являются горячими, то в этом деле достаточно слабого охлаждения.
Относительно природного устройства органа мы уже сказали, что оно обнимает собой несколько значений, - пусть внимательно посмотрят это место. Затем знай, что одни органы по своему устройству имеют удобные каналы и имеют внутри и снаружи пустые места, и поэтому излишки удаляются из них при помощи легких и умеренных лекарств; другие же такими не бывают, и тогда возникает необходимость в сильных лекарствах. Одни органы бывают еще и рыхлыми, а другие плотными. Для рыхлого органа достаточно легкое лекарство, а для плотного нужно сильное лекарство».
Третий том «Канона» самый обширный, и он посвящен патологии и терапии. Трактуются «частные» и «местные» болезни от головы до пят (частная патология и терапия). Каждый раздел этого тома снабжен анатомо-топологическим введением с подробным описанием соответствующего органа (голова, мозг, грудь, уши, нос, полость рта, язык, зубы, губы, горло, легкие, сердце, пищевод, печень, желчный пузырь, селезенка, кишки, мочевой пузырь и т.д.).
Кроме того, изложены рассуждения о причине здоровья и болезни, способах сохранения здоровья. Ибн Сина видит приоритет в восстановлении здоровья человека на основе знаний о его строении. Поэтому большое значение он придает диететике, гимнастике, чистоте тела, массажу, общим оздоровительным методам. Интересны его взгляд на физическую культуру.
«Поскольку самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятие физическими упражнениями, а затем уже режим сна, то необходимо начать изложение с физических упражнений.
Мы говорим, что физическое упражнение есть произвольное движение, приводящее к непрерывному глубокому дыханию. Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней, вызываемых испорченными соками, а также болезней, обусловливаемых натурой и зависящих от предыдущих болезней. При этом, конечно, и другие режимы должны быть соответствующими и правильными. И вот почему: как ты знаешь, мы нуждаемся в пище и в сохранении здоровья, которое тоже достигается употреблением подходящей пищи, умеренной по количеству и качеству. Нет никакого потенциально питательного вещества, которое целиком превращалось бы в питательное вещество в действительности. После каждого переваривания остается какой-то излишек. Естество человека старается выделить его, однако одного только выделения, произведенного естеством человека, оказывается недостаточно, и в результате после каждого переваривания непременно остаются некоторые следы излишка. Кое-что накапливается в значительном количестве, и от его скопления образуются излишние вещества, которые причиняют вред телу по многим причинам. Одна из них следующая: если излишек гниет в теле, то появляются гнилостные болезни, а усиление такого состояния излишка приводит к порче натуры, увеличение же количества излишка порождает вышеупомянутые болезни, связанные с переполнением тела. Если же излишек вливается в какой-нибудь орган, то там образуются опухоли, и пары излишков портят натуру субстанции пневмы. В результате всего этого, непременно возникает необходимость опорожнения от излишков. Однако опорожнение будет полным и хорошим тогда, если производится при помощи ядовитых лекарств, ядов. Эти средства вместе с тем, безусловно, истощают естество человека; употребление же неядовитых лекарств тоже обременяет естество, ибо, как сказал Гиппократ, лекарство и очищает и раздражает. Лекарство также отнимает от тела добрую часть превосходных соков, прирожденной влаги и пневмы, представляющей собой субстанцию жизни. В результате всего слабеют силы главенствующих и служебных органов. Итак, все это и прочее относится к разряду вреда от переполнения, независимо от того, останется ли переполняющее нетронутым или же будет тело от него опорожнено.