«Канон врачебной науки»
Что же касается тех вещей, которые врач обязан и представлять себе, и доказывать, то это болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье. Врач обязан дать доказательства существования тех из этих вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указывая их величину и периодичность».
Ибн Сина впервые дал научное определение болезни как нарушение функционирования организма: в главе «Об определении понятий «причина», «болезнь», «проявление» он пишет: «Мы говорим: причиной в книгах о медицине называется обстоятельство, которое возникает первично и обусловливает бытие того или иного состояния человеческого тела или же устойчивость этого состояния. Болезнь же есть неестественное состояние человеческого тела, обусловливающее по существу первичным образом расстройство в действии больного органа. Это происходит либо от неестественной натуры, либо от неестественного сочетания частиц. А проявление есть нечто такое, что следует за этим состоянием, и оно неестественно, причем безразлично, является ли оно противоположным естественному или не является, как например, чрезмерное покраснение щек при воспалении легких. Пример причины - гнилостность; пример болезни - лихорадка; пример проявления - жажда и головная боль. И еще пример причины - переполненность сосудов, спускающихся к глазу; пример болезни - закупорка сосудов в виноградной оболочке; это болезнь орудия, зависящая от сочетания частиц; пример проявления - утрата зрения. Проявление называют «проявлением», рассматривая его само по себе или по отношению к тому, у кого оно имеет место, и называют «признаком» с точки зрения исследования его врачом, который переходит от этого признака к познанию сущности болезни. Болезнь иногда бывает причиной другой болезни, больше того, даже проявление болезни может быть причиной болезни: так, сильная боль становится причиной обморока; сильная боль может также быть причиной опухоли при излиянии материи к болящему месту. Проявление и само по себе становится болезнью. Такова, например, головная боль, проистекающая от лихорадки: порой она так утверждается и укрепляется, что становится болезнью».
Ученый рассуждает о разных состояниях человеческого тела и о родах болезней, обобщая опыт предшественников:
«Состояний человеческого тела, по Галену, существует три: здоровье - то есть состояние, при котором тело человека по натуре и по сочетанию частиц таково, что все исходящие от него действия совершаются здраво и полностью. Болезнь есть состояние человеческого тела, противоположное этому, а третье состояние, по Галену, не есть ни здоровье, ни болезнь - либо по причине отсутствия полного здоровья и полной болезни, как бывает, например, с телом стариков, выздоравливающих и детей, либо по причине совпадения обоих состояний одновременно в двух органах или одном органе, но в двух далеких друг от друга категориях, как например, когда орган здоров в отношении натуры, но болен в отношении сочетания частиц, или же в одном органе и в близких друг к другу категориях, как например, когда орган здоров в отношении формы, но не здоров в отношении размера и положения, или здоров в отношении пассивных качеств, но не здоров в отношении качеств активных. А иногда это состояние возникает от того, что здоровье и болезнь следуют друг за другом в разное время, как например, когда кто-нибудь здравствует зимой и болеет летом.
Болезни бывают простые и сложные. Простая болезнь - это болезнь, являющаяся одной из разновидностей заболевания натуры или одной из разновидностей болезни сочетаний частиц, о которых мы будем говорить после. А сложная болезнь - такая, в которой соединяются две из этих разновидностей или больше, сливающиеся в одно заболевание.
Родов простых болезней бывает три. Род первый - это болезни, относимые к органам, сходным в отношении частиц, то есть болезни от расстройства натуры. Их относят к органам, сходным в отношении частиц, потому, что они прежде всего и по существу случаются с органами, сходными в отношении частиц, и только из-за этого поражают сложные органы. Такие болезни могут образоваться и стать существующими в каком угодно органе, сходном в отношении частиц, тогда как для сложных болезней это невозможно.
Второй род - это болезни органов-орудий. Это болезни сочетаний частиц, которые возникают в органах, составленных из органов, сходных в отношении частиц и являющихся орудиями действий.
Третий род - это общие болезни, которые случаются с органами, сходными в отношении частиц, но случаются и с органами-орудиями, поскольку это органы-орудия, без того, чтобы появление таких болезней у органов-орудий следовало за появлением их у органов, сходных в отношении частиц. Таковы, например, болезни, называемые «нарушением непрерывности» и «распадом единого». Нарушение непрерывности иногда происходит с сочленением, совершенно не поражая сходных в отношении частиц органов, из которых слагается сочленение, а иногда происходит, например, с одними лишь нервами, костями и сосудами. В общем, болезней существует три рода - болезни, следующие за расстройством натуры, болезни, следующие за расстройством образа сочетания частиц, и болезни, следующие за нарушением непрерывности. Всякая болезнь следует за одним из этих явлений, происходит от него и приписывается ему».