«Канон врачебной науки»
Что же касается разновидности, черпаемой из качества удара в пальцы при движении артерии, то видов удара бывает три: сильный, то есть такой, который противится прощупыванию при расширении, слабый - противоположный сильному, и уравновешенный, стоящий между ними.
Разновидность, взятая по длительности времени каждого движения пульса, имеет три вида: скорый, то есть такой, который заканчивает движение в короткое время, медленный - ему противоположный и уравновешенный, стоящий между ними. Разновидность, взятая по качеству артерии, тоже имеет три вида: мягкий, то есть такой, который способен легко уходить внутрь при надавливании, твердый - противоположный ему, и уравновешенный. Разновидность пульса, взятая по качеству того, что содержит в себе артерия, имеет три вида: полный, то есть такой, когда в полости артерии нащупывается значительное количество наполняющей ее жидкости, а не чистая пустота; пустой, противоположный этому, и затем уравновешенный. Разновидность, взятая по ощущению на ощупь, имеет три вида: горячий, холодный и уравновешенный, стоящий между ними.
Разновидность, взятая по длительности периода покоя, имеет три вида: частый, то есть пульс с короткими ощущаемыми перерывами между двумя ударами, - его называют также «настигающим» и «уплотненным», - редкий, противоположный ему, - его также называют «отстающим» и «вялым» и, между ними, уравновешенный. Этот период определяется в зависимости от того, как ощущается сжатие артерии, если сжатие не ощущается вовсе, то периодом покоя считается промежуток времени между каждыми двумя расширениями; если же сжатие, уловимо, то период покоя определяется по времени конца обоих состояний.
Что касается разновидности, взятой по ровности и неровности биения пульса, то пульс бывает либо ровный, либо неровный, причем имеется в виду сходность ударов, частей ударов или одной какой-либо части удара в отношении пяти качеств: большой или малой величины, силы или слабости, скорости или медленности, частоты или редкости, твердости или мягкости. Ведь даже у одного и того же человека части расширения пульса бывают иногда быстрей из-за большой разгоряченности натуры или слабей из-за слабости. Если угодно, можно расширить это рассуждение и иметь в виду, в отношении ровности и неровности биения пульса, не только три упомянутые разновидности, но и все другие разновидности, однако главное внимание обращается на эти три разновидности.
Пульс ровный вообще - это пульс ровный во всех упомянутых отношениях; если же он ровен в одном из них, то называется ровным только лишь в этом отношении, так что можно сказать: «ровный в силе», «ровный в скорости». То же самое неровный пульс: он бывает неровный вообще или в том, в отношении чего он является неровным.
Что касается категории, взятой по наличию порядка или беспорядка биения пульса, то в этой категории две разновидности: пульс неровный упорядоченный и неровный неупорядоченный. Упорядоченный - это такой пульс, неровность которого сохраняет известный порядок и повторяется циклически. Неровный упорядоченный пульс бывает двояким: это либо неровный пульс, упорядоченный вообще, когда постоянно повторяется лишь одна какая-либо неровность, либо упорядоченный циклический, когда бывает два цикла неровностей или больше. Так, например, при этом может быть один цикл и другой, отличный от него, но только они всегда возвращаются вместе, друг за другом, как один цикл, а неупорядоченный неровный пульс - нечто противоположное этому. Если тщательно исследовать, то окажется, что эта девятая разновидность в действительности есть как бы вид восьмой разновидности и подходит под категорию неровного пульса.
Тебе должно знать, что у пульса существует некое музыкальное естество. Как искусство музыки совершенно благодаря сочетанию звуков в известном соотношении по остроте и тяжести и кругам такта величины промежутков времени, разделяющих удары по струнам, таково и качество ударов пульса. Отношение быстроты и частоты их темпа есть отношение ритмическое, а отношение их качеств по силе и слабости и по достоинству есть отношение как бы сочетательное. Так же, как темпы такта и достоинство звуков бывают согласные, а бывают и несогласные, так и неровности пульса бывают упорядоченные, а бывают и неупорядоченные. И еще скажу, что отношения качеств ударов пульса по силе и слабости и по достоинству могут быть согласными, а могут быть и несогласными и. даже несходными, и тогда это выходит из категории определения какого бы то ни было порядка неровностей пульса. Гален считает, что ощутимым достоинством соотношения ритма пульса является достоинство, выраженное одним из следующих соотношений, встречающихся в музыке, о которых упоминалось выше. Это может быть отношение «целого к целому с пятью», то есть отношение утроенной величины к ординарной величине, ибо такое отношение есть отношение удвоенной величины к ординарной величине с добавлением половины удвоенной величины. Это и есть то, что называется «отношением с пятью». Либо это может быть «отношение с целым», то есть удвоение, либо «отношение с пятью», то есть увеличение наполовину, либо «увеличение с четырьмя», то есть увеличение на одну треть; либо увеличение на одну четверть. Дальше изменение уже не ощущается. Я считаю очень важным установить эти отношения на ощупь. Это легче всего для человека, который по ремеслу привык иметь дело со степенями такта и соотношениями звуков и обладает способностью изучить музыку теоретически и сопоставить сделанное на практике с известным из теории. Такой человек, когда обратит наблюдение на пульс, быть может, почувствует эти отношения на ощупь. Скажу еще: выделение особо категории упорядоченного и неупорядоченного пульса, которая является одной из десяти категорий, хотя и полезно, но неправильно при делении, ибо эта категория подходит в разряд неровного пульса и как бы является одним из его видов».