Фармакоэкономика как важнейший инструмент формирования Национальной лекарственной политики
Следует отметить, что некоторые специалисты, проводя фармакоэкономические исследования, используют не закупочные, а оптовые цены, иногда просто не понимая их отличия. При значительной вариации оптовых цен (до 30%), о какой достоверности результатов может идти речь?
Сложность рассматриваемой проблемы приводит к противоречиям и ошибкам. Очевидно, нельзя согласиться с представлением роли фармакоэкономического анализа в лекарственном обеспечении населения по следующим причинам:
Национальный перечень ОЛС ставится в один ряд с Бюджетным и Ценовыми перечнями, при этом не указывается их взаимосвязь и приоритетность первого;
основой для создания формуляра может быть только Национальный перечень ОЛС, который может являться результатом фармакоэкономической оценки альтернативных схем фармакотерапии, а не предметом исследования, как это делает автор на примере пероральных гипогликемических средств;
не указывается обязательность фармакоэкономической оценки альтернативных схем лечения и стандартов медицинских технологий при определении Национального перечня;
отсутствуют необходимые составляющие для формирования формулярной системы - общегосударственные стандарты и государственный реестр цен производителей ОЛС;
не могут быть основой для формуляра результаты фрагментарных исследований, только по одному из методов фармакоэкономического анализа; недопустимы исключения высокозатратных факторов, к примеру осложнений в процессе лечения сахарного диабета.
Очевидно, уже сегодня необходимо ставить задачи по изучению принципов стандартизации данных исследований за рубежом и разработке отраслевого стандарта «Фармакоэкономические исследования».