Фармакоэкономика как важнейший инструмент формирования Национальной лекарственной политики
В последние десятилетия во всем мире наблюдается бурное развитие фармакоэкономики. Связано это с тенденциями усиления государственного регулирования систем здравоохранения, направленных на рациональное применение лекарственных средств и сдерживание затрат. При этом страны, которые использовали только механизмы жесткого контроля цен на лекарственные средства, потерпели неудачу, так как не были учтены основные источники роста расходов - нерациональные схемы и методики лечения, использование в медицинской практике морально устаревших или вовсе некачественных препаратов, а также неудовлетворительная практика назначения лекарств. С другой стороны, во многих развитых странах оказались исчерпанными механизмы рациональной фармакотерапии, поскольку не была достигнута доступность для пациентов современных высокоэффективных лекарственных средств. Поэтому нельзя не согласиться с рекомендациями ВОЗ, что государственное регулирование фармацевтического сектора экономики должно реализовываться через продуманную и обоснованную Национальную лекарственную политику (НЛП). Здесь важна комплексная реализация глобальных целей НЛП:
доступность - равный доступ населения к основным лекарственным средствам (ОЛС) по обоснованным ценам реализации;
качество - гарантии для населения качества, безопасности и эффективности всех лекарственных средств;
рациональное применение - обеспечение необходимых условий для того, чтобы врачи назначали, а пациенты применяли лекарственные препараты, исходя из основных требований соответствия клинических показателей и рентабельности препаратов.
Фармакоэкономика как интегральная наука, использующая достижения медицины, фармации, экономики, статистики, социологии и др. наук, должна рассматриваться специалистами не просто как модное научное направление, а как важнейший инструмент для реализации указанных глобальных целей.
Первым шагом на пути формирования НЛП стала Государственная программа обеспечения населения лекарственными средствами на 2004-2010 годы.
Глобальные цели доступности, качества и рационального использования лекарственных средств представлены основными задачами и направлениями их реализации. Процессом составления Программы предусмотрена разработка комплекса мер по ее реализации на общегосударственном и региональном уровнях. Практически все организации указали на необходимость совершенствования регулирующих перечней, обновления Национального перечня основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее - Национального перечня ОЛС), а также создания формулярной системы. В связи с этим следует выделить два основных момента. Во-первых, действующая практика регулирующих перечней лекарственных средств является громоздкой и неэффективной, поэтому требует кардинальных изменений. Во-вторых, наблюдается недооценка значения фармакоэкономики по причине противоречивых публикаций, как правило, переводных зарубежных изданий, ограниченное число оригинальных отечественных фармакоэкономических исследований и, как результат, отсутствие методологии, необходимой для формирования национальной лекарственной политики.
Процесс формирования НЛП можно условно разделить на три этапа:
І. Определение приоритетного характера Национального перечня ОЛС по отношению к другим действующим регулирующим перечням (настоящий этап).
ІІ. Разработка и внедрение формулярной системы.
ІІІ. Определение страховой рецептуры в системе обязательного и добровольного медицинского страхования.
Рассмотрим каждый из названных этапов и проблему в целом.
Создание национального перечня ОЛС базируется на фармакоэкономическом подходе (оценке) альтернативных схем фармакотерапии (стандартов медицинских технологий) с учетом как отечественного, так и мирового опыта лечения заболеваний, а также примерного перечня ОЛС, рекомендуемого ВОЗ. Мы разделяем мнение Государственного фармакологического центра о необходимости разработки научно и практически обоснованных критериев отбора лекарственных средств для включения в Национальный перечень ОЛС, согласно рекомендациям ВОЗ. Такими критериями должны быть доминирующие заболевания, финансовые ресурсы здравоохранения, численность лечебно-профилактических учреждений, генетические, демографические, экологические и др. факторы. Без установления четких критериев отбора ОЛС, т.е. своеобразных «правил игры», Национальный перечень будет лоббироваться и неестественно увеличиваться, учитывая проблему НДС, и т. д.