Фармакоэкономика как важнейший инструмент формирования Национальной лекарственной политики
Сравнительный анализ действующего и проекта Национального перечня ОЛС (в соответствии с рекомендациями XII Примерного перечня ВОЗ) свидетельствует о следующем:
Бюджетный и Национальный перечни наиболее соответствуют друг другу, как по размеру, так и по структуре, в подавляющем большинстве случаев практически повторяют друг друга;
Ценовой перечень содержит только жизненно необходимые препараты (вакцины, онкологические и сахароснижающие препараты, лекарственные препараты для лечения бронхиальной астмы, туберкулеза, кровезаменители).
Все эти препараты, за исключением специфических вакцин, входят в состав Национального перечня ОЛС.
Опыт государственного регулирования фармацевтического сектора стран ЕС свидетельствует о целесообразности функционирования только Национального перечня ОЛС. Учитывая, что одной из основных функций Национального перечня является Государственная регистрация цен производителей ОЛС, при создании Государственного реестра цен необходимость действия Ценового перечня отпадает.
Второй этап формирования НЛП предусматривает создание формулярной системы, находящейся в динамической взаимосвязи, в первую очередь, с Государственным реестром лекарственных средств, Общегосударственными стандартами лечения, Государственным реестром цен производителей ОЛС.
Опыт функционирования формулярной системы в России показал, что отсутствие этой взаимосвязи приводит к утрате практического смысла самого формуляра. Работая в информационном поле стандартов и реестров, формуляр выполняет роль индикатора эффективности функционирования самой НЛП.
Любая формулярная система предполагает два уровня функционирования:
общегосударственный централизованный уровень, который представлен, как правило, Формулярным комитетом;
уровень лечебно-профилактических учреждений (децентрализованный).
Отличительной особенностью национальных формулярных систем является степень централизации, распределения функций и ответственности. Следует отметить, что решение данных вопросов возможно только при совместной работе организаторов здравоохранения, врачей и фармацевтов как ученых, так и практиков.
Реализация второго и третьего этапов формирования НЛП невозможна без проведения системных фармакоэкономических исследований по моделям:
«стоимость заболеваний», «минимизация затрат», «стоимость-полезность», «стоимость-выгода» и «стоимость-эффективность».
Фрагментарные исследования не могут дать объективной оценки препарата с позиций фармакоэкономики. И здесь следует еще раз указать, что фармакоэкономика - это наука интегральная, и предметом ее исследований является анализ взаимосвязей многих параметров (экономических, медицинских, фармацевтических, социальных, психологических и т.д.)
Не выдерживают критики попытки некоторых авторов перенести зарубежные методики фармакоэкономического анализа для исследований препаратов в отечественной фармацевтической практике без серьезной методологической основы. Это объясняется существенными расхождениями в схемах лечения, ценах препаратов, заработной плате медицинского персонала, стоимости койко-дней и других затратных показателей. К примеру, по данным зарубежных исследований, эффективность применения внутривенной анестезии препаратами пропофола в хирургии «одного дня» достигается 29% экономия рабочего времени медицинского персонала, что составляет порядка 20 долл. США.
Для проведения системных фармакоэкономических исследований в Беларуси отсутствует соответствующая международным стандартам нормативно-правовая база: государственный реестр цен производителей, государственные стандарты лечения, международные базы данных доказательной медицины (терапевтическая эффективность, например, база Кокрейна и др.).
Сегодня вызывает оптимизм факт создания правовой основы для разработки Государственных стандартов лечения заболеваний.
Анализ концепции формирования НЛП ставит закономерный вопрос: каким образом будут соотноситься в будущем Национальный перечень ОЛС и Формулярная система? Данная проблема уже сегодня обсуждается специалистами ВОЗ, России и других стран.