Древние истоки ветеринарии
Упоминание о коновалах в Беларуси относится к XII веку. Первым коновалом в Витебске в 1641 году был Семенко, и в 1683 году в Горках жил коновал Тишко (Х.С. Горегляд, 1967). Анализируя периоды становления ветеринарной профессии, прошедшее через суеверия, колдовство, знахарство и коновальство, следует отметить, что коновал все-таки был «носителем реальных лечебных средств и простых эмпирических приемов» (П.П. Попов, 1908). Знания и многолетний опыт лечения домашних животных передавались от отца к сыну и реже от учителя к ученикам. Таким образом, говоря об исторических этапах развития ветеринарии применительно к территории российского государства, следует отметить, что ее суть вплоть до введения специального ветеринарного образования определялась фигурой коновала-кустаря-самоучки, пользующегося большой популярностью у населения. Беды, приносимые массовыми болезнями скота, побуждали отдельных лиц приобретать навыки оказания той или иной помощи заболевшим животным. Причем иногда случались совпадения и удачные результаты. И вот такой человек получал известность в округе. Ему обеспечивалась хорошая репутация. «Знатоки хвори скота» все чаще и чаще приглашались в другие деревни. Практика «пользования» лошадей, коров, свиней давала неплохой заработок, постепенно создавая целую отрасль труда и отхожий промысел - коновальство. Знания добывались практической выучкой, устно передавались по наследству. Естественно, широкое распространение коновальства являлось результатом ничтожного числа ветеринаров со специальной подготовкой. Даже к началу ХХ века в России их насчитывалось всего несколько сот. Поэтому почва для процветания ветеринарного кустарничества была самой благоприятной. Коновалы - это более подготовленные по сравнению со знахарями и почти универсальные лица в эмпирической народной ветеринарии. В своей практике они использовали преимущественно средства домашнего обихода, такие, в частности, как огуречные, капустные и мясные рассолы, квас, тесто, соль, масло, сало, золу, мыло и т.п. Нередко применялся медный купорос, мышьяк, сулема, известь, моча, раскаленный кирпич, набор трав («зелье»). Вот несколько советов ветеринаров этого ранга: во время «свинячьего повалу» нужно поить свиней отваром «сиголетней осины»….; при потере жвачки корове следует давать толченое лыко, смешанное с сырым яичным «бялтком»… ; если корова не берет пойла, то необходимо натереть ей во рту рыбьим «слюзим»…. Широко практиковались кровопускания, надрезы кожи у животных, прижигания раскаленным железом, обмазывания глиной и многое другое.
Коновалы владели навыками диагностики («пытания», «распознавания») некоторых болезней домашних животных и их лечения. Так, например, лихорадку («трясцы») у животных они определяли на основании сухого и горячего на ощупь носового зеркала, повышенной температуры «корня уха», дрожания («озноба») тела. Знали воспаление лимфатических узлов («мышки»), мыт («молосняк»), заболевание холки («гриб»), болезни с явлениями колик («ноготь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и «насосы», делать кровопускание, но главной работой коновала оставалась кастрация жеребцов, быков, баранов и хряков. Необъемлемой принадлежностью коновала, атрибутом его профессии была кожаная сумка с особым медным знаком, изображавшим всадника на коне, и крепкая смотанная веревка («повал»). В сумке коновал хранил ножи, молоток, клещи, деревянные лещетки, а также лекарственные средства. Профессиональная выручка коновала формировалась характером и трудностями выполняемой работы. Коновал не колдун, не знахарь, не шаман.
Круг его возможностей приближался к таковому современного ветсанитара, а по некоторым позициям, даже не уступал уровню ветфельдшера. В задачи коновалов входили не только кастрация жеребцов и животных других видов, но также распознавание (диагностика) различных болезней у лошадей и их лечение. Ими проводились мероприятия по предупреждению и борьбе с конским и скотским падежом (эпизоотиями), и ряд других мер. Используемые ими некоторые методы были буквально варварскими. Так, суть «заволоки» сводилась к тому, что бечевка, протянутая в металлическую заволочную иглу, вводилась под кожу больного животного, например, при «нагнете» холки у лошади, и там ее оставляли для поддержания нагноения в течение 4-6 недель. Для усиления вытекания гноя в заволочные ходы вводили смесь поташа (негашеной извести), «жгун» (красный перец) и другие жгучие средства. Заволоки применяли также и в медицине при некоторых болезнях людей. Художник-передвижник В.М. Максимов воссоздал на одной из своих картин тип русского коновала. На ней мы видим определенно хитрого человека в засаленной, пропитанной кровью поддевке. За плечами - ременный повал, на поясе прицеплено несколько пар грязных деревянных лещеток для проведения кастрации, а также щеточек для очистки лошадям гортани и носоглотки от личинок овода. Через плечо переброшена объемистая кожаная сумка, в которой наверняка припасены средства для «пользования» скота. Хотя нарисованный образ не ассоциируется с представлениями о подлинных ветеринарах, следует отметить, что в то же время и коновалы, и другие представители ветеринарии были людьми, преданнейшими своему делу, горячо любившими свой нелегкий труд, постоянно искавшими что-то новое, свой «магический кристалл». Их отличала отзывчивость, забота не быть худшим среди других, стремление оставить после себя доброе имя. И этой своей стороной коновальство затрагивало нравственные сферы, создавая определенный набор ветеринарных традиций, часть которых бытует и в наши дни. Некоторые коновалы были весьма грамотными людьми, умевшими читать и писать. Они вели записи ценных наблюдений, материалов по патологии и лечению больных животных и даже были авторами рукописных лечебников. Как видим, ветеринария народная (скотолечение) возникла на самых ранних стадиях цивилизации в связи с потребностями человека, когда он стал приручать и одомашнивать диких животных отдельных видов. Вместе с тем, историю ветеринарии следует рассматривать параллельно с возникновением и развитием медицины, так как многие века одни и те же «лекары» оказывали посильную помощь как больным людям, так и скоту. Исторические сведения говорят о том, что в Иране, Китае и других странах ветеринария и медицина были нераздельными науками животных и людей лечили одни и те же лица.