Древние истоки ветеринарии
Естественно, в период первобытно-общественного строя человек был беспомощным перед явлениями природы. Обожествление непонятных ее сил накладывало свой отпечаток и на применение лечебных средств. Нередко различные лечебные свойства приписывали различным демоническим силам, шаманским ритуалам, заклинаниям. Поэтому примитивная ветеринария древних наряду с рациональным, полезным зерном, включала в себя много фантастических, нередко бесполезных или даже вредных средств и приемов лечения животных. Это в равной степени относится и к лечению людей, так как зачастую им занимались одни и те же лица. Археологические раскопки и исследования памятников материальной культуры, в том числе и письменных документов, подтверждают, что элементарные приемы врачевания животных существовали в древних государствах за много тысячелетий до нашей эры. В египетском папирусе, найденном в Кахуне (1850 год до нашей эры), законах царя Ману (1000-500 лет до нашей эры) и других дошедших до нас источниках кратко описывается туберкулез у человека и крупного рогатого скота. Другие документы содержат некоторые сведения о ветеринарии и заразных болезнях животных. Скифы, сарманты и другие пастушеские племена, населявшие в VII - III веках до нашей эры, племена, жившие в Северном Причерноморье, умели оказывать доступную помощь лечебными травами лошадям, незаменимым животным при кочевом образе жизни, владели навыками в области медицины, ветеринарии и зоотехнии, знали лечебные свойства растений, «бобровую струю» и другие средства. Накопленные ими наблюдения за животными позволили выработать лечебные и профилактические приемы при некоторых болезнях, особенно в коневодстве. Этот опыт широко использовали в ветеринарной практике древнегреческие врачи и коневоды, а также восточные славяне - анты, словены.
Такие сведения упоминаются еще в I веке нашей эры. Правда, используемые для лечения приемы и средства были наивными, даже в таких государствах, как Римская империя. Ее лекари свято верили в существование лекарств «от всех болезней». В одном из трактов византийских «Геопоник» говорится так: «Едва ли не всякие болезни у животных темны. Как о них можно узнать? У кого можно спросить, что болит у животного? Если, однако, ты натолчешь сильфия вместе с неразбавленным красным вином и вольешь его животному в ноздри, ты вылечишь всякую неясную болезнь». Уверенность в силе подобных универсальных средств далеко не всегда спасала заболевший скот. Жалобы на массовые болезни домашних животных - эпизоотии - раздаются так же давно, как жалобы на неурожаи и прожорливую саранчу. О развитии народной ветеринарии у других восточных славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных (закрутки, деревянные лещетки и молотки). По мнению древних славян, люди, имеющие непосредственное общение с богами и обладающие в связи с этим способностью исцелять болезни, были «кудесниками» или волхвами, «зелейниками» (зелье - лекарственные травы). Они умели читать и писать. Народ считал волхвов (жрецов) премудрыми людьми с большим жизненным опытом и знанием приемов медицины и ветеринарии. Они занимались лечением как людей, так и животных, применяя, кроме заклинаний, всевозможные травы, глину, грелки из теплой золы и т. п. Народная практика в скотолечении, бытовавшая в различных регионах Европы и Средней Азии, безусловно, сыграла положительную роль. Многолетние наблюдения, опыт содействовали постепенному отбору более или менее эффективных средств прежде всего лечения животных, появлению касты мастеров этого дела. Но распространению их знаний многие века препятствовало отсутствие письменности. В конце Х века произошло одно из крупнейших событий в истории Киевской Руси - принятие христианства, что сблизило Русь с государствами Европы. Когда во главе ее стал князь Владимир Святославович (980-1015 гг.), христианская церковь в лице духовенства всячески способствовало укреплению власти князей и бояр-феодалов, но одновременно насаждала и грамотность. В монастырях были учреждены школы «учения книжного» и «словес книжных». Несколько позже в Киевской Руси появились различные рукописные сочинения на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи, небольшие письма на бересте. Появились первые письменные сведения и по лечению животных. Скот и земля являлись одним из источников богатства и знатности их владельцев. В.Н. Татищев (XVIII в.) писал: «В древние времена скот - то самое, что нынче деньги зовем». На Руси, как и в других странах Европы и Азии, большое внимание уделялось развитию коневодства. Лошадь как тягловая сила широко применялась в сельском хозяйстве, при перевозке грузов и боевой единицей в военном деле. В славянских княжествах основными производителями животноводческой продукции и сырья являлись крестьяне - смерды. В городах и сельской местности развивалось ремесленничество. Из сельскохозяйственного сырья изготавливались различные товары, пользующиеся большим спросом у населения. Среди ремесленников были также кузнецы, «коневые лекаря», «кровопуски», «коновалы». Об этих профессиях упоминается в летописях периода Киевской Руси, писцовых книгах Новгорода. Здесь же имеются сведения о болезнях скота, носивших характер эпизоотий. Следовательно, уже в Древней Руси ветеринарные специалисты составляли отдельную профессию. Разумеется, это были самоучки, приобретавшие навыки врачевания во многих случаях по наследству, ведь каких-либо учебных заведений для этих целей не было. Постепенно прообразом ветеринарных специалистов стали «коновалы». В связи со все возрастающей ролью лошадей, особенно в военном деле, а также с тем, что для кастрации коня и некоторых других хирургических операций его требовалось валить и фиксировать, за такими лекарями на долгие столетия (даже до 30-х годов ХХ века) закрепилось народное название «коновал».