Характеристика корригирующей гимнастики
Воспитание правильной осанки у детей предполагает решение следующих задач
[70]:
Ø Развитие и совершенствование мышечно-суставной чувствительности.
Ø Укрепление и развитие мышц-разгибателей спины и живота (формирование естественного мышечного корсета).
Ø Формирование гибкости позвоночного столба и увеличение амплитуды движений в плечевых и тазобедренных суставах.
Ø Формирование навыков правильного движения, поз тела и походки.
Ø Улучшение физического развития детей.
Основными средствами формирования правильной осанкиявляются гимнастические упражнения. Основные физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки, можно условно разделить на три группы:
Ø упражнения для развития двигательных навыков и укрепления мышечного корсета (общеразвивающие упражнения);
Ø упражнения для формирования правильной осанки;
Ø корригирующие упражнения, включаемые в систему физических упражнений для профилактики дефектов осанки.
Упражнения первой группы применяют для развития силы и статической выносливости мышц, их выполняют из исходных положений лежа на животе или на спине, на гимнастической скамейке, гимнастической стенке (принцип разгрузки позвоночного столба).
Упражнения второй группы активизируют двигательную структуру осанки, то есть формирование и функциональное применение (развитие мышечно-суставной чувствительности) - это упражнения с предметами на голове, направленные на развитие ощущений различных поз, балансирование, у вертикальной плоскости.
Упражнения третьей группы применяются для профилактики отрицательных влияний среды на осанку. Развитие проприорецептивной чувствительности для создания устойчивых навыков можно обеспечить использованием вертикальной и наклонной плоскости: хождение по наклонной доске с соблюдением равновесия, с предметом на голове, с закрытыми глазами. На занятиях следует должное внимание уделять воспитанию у детей чувства равновесия на различных видах опоры: хождение босиком или в носках по узкой части гимнастической скамейки, по лежащей на полу палке [8,41,43].
В тренировочное занятие включают не менее 10-12 упражнений для мышц верхних конечностей, спины и живота, способствующих образованию мышечного корсета.
Упражнения на воспитание осанки выполняются из различных исходных положений: стоя; лежа на спине; лежа на животе; сидя; коленно-локтевое (ладонное) положение; в висе на гимнастической стенке; в ходьбе.
Авторы считают [14,45,51], что в существующих методиках корригирующей гимнастики до сих пор еще не изжиты тенденции изолированного воздействия только на отдельные группы мышц и деформированные части позвоночника без достаточного учета влияния упражнений на весь организм в целом.
Поэтому, под коррекцией
следует понимать комплекс лечебно-профилактических мероприятий (режим, закаливание, правильный подбор мебели, питания, общеразвивающие упражнения, коррекция поз, ортопедические меры и др.), применяемых для полного или частичного устранения анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата (позвоночного столба, грудной клетки и стопы).
Необходимо различать общую, специальную, активную и пассивную коррекцию.
В понятие общая коррекция входит комплекс оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий (физические упражнения, игры, закаливание и т.д.), влияющих на формирование опорно-двигательного аппарата детей и подростков и их общее развитие.
Специальная коррекция -
это применение корригирующих упражнений для исправления анатомической и функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата.
Под активной коррекцией понимается сознательное и целенаправленное использование ребенком специальных, корригирующих упражнений, применяемых в сочетании с общеразвивающими и общеоздоровительными воздействиями средствами физической культуры.