Сертификация медицины
Государственный контроль и надзор за качеством медицинской помощи населению в Российской Федерации осуществляется в соответствии с рядом нормативных документов.
Под термином ''аккредитация медицинских учреждений'' понимается их добровольная сертификация на предмет подтверждения соответствия стандартам и условиям договоров на оказываемые медицинские услуги. Гражданский кодекс однозначно трактует медицинскую деятельность как оказание услуг (ст. 779 ГК). Согласно ''Общероссийскому классификатору услуг населению'', утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. № 163, медицинская деятельность отнесена к разряду ''услуги'' (разд. 08 ''медицинские услуги''), включая, в частности, постановку диагноза, консультации и лечение врачами - специалистами, услуги скорой медицинской помощи и т.д. Согласно Приказу Минздрава РФ от 10.04.2001 № 113 ''О введении в действие отраслевого классификатора ''Простые медицинские услуги'' ''медицинская услуга - это мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость''.
В системе обязательного и добровольного медицинского страхования медицинские учреждения и страховые компании состоят в гражданско-правовых отношениях на основе заключенных договоров. Возникает необходимость оценки соответствия оказанной медицинской помощи не только требованиям технических регламентов (которых пока нет), положениям стандартов (в том числе стандартов организаций), но и условиям договора. Сейчас эта оценка соответствия реализуется через систему вневедомственной экспертизы (контроля) со стороны врачей-экспертов. По Закону о техническом регулировании деятельность медицинского учреждения (в разрезе работ и услуг) может считаться объектом оценки соответствия путем добровольной сертификации, проводимой независимой третьей стороной.
Добровольное исполнение рекомендуемых требований может осуществляться на основе приказа главного врача медицинского учреждения, утвердившего стандарт организации, или в соответствии с договором. Несоблюдение договорных требований к работам и услугам может повлечь только имущественную ответственность перед контрагентом в соответствии с гражданским законодательством и договором.
По-видимому, именно в этом заключается причина, что министерство здравоохранения и социального развития РФ не согласно с распространением Закона о техническом регулировании на отрасль здравоохранения. С принятием указанного закона утратила правовую основу система отраслевой стандартизации. Отраслевые стандарты Законом не предусмотрены, обязательные требования устанавливаются техническими регламентами, национальные стандарты носят рекомендательный характер, стандарты организаций разрабатываются ими самостоятельно. Не предусмотрены государственный контроль (надзор) за соблюдением стандартов и административная ответственность в случае их нарушения.
До проработки нормативной базы аккредитации следует развивать систему добровольной сертификации систем менеджмента качества в медицинских организациях, как дополнительного механизма непрерывного улучшения качества, используя уже имеющиеся нормативно-правовые акты и опыт сертификации по ИСО 9000. Тем более что нормативная база по добровольной сертификации достаточно проработана. Постановлениями Госстандарта РФ утверждены ''Временный порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001'' Р 50.3.005-2003; ''Положение о системе сертификации ГОСТ Р'', ''Правила по проведению сертификации в РФ'', ''Правила сертификации работ и услуг в РФ'', ''Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг''. Создана и зарегистрирована ''Система добровольной сертификации санаторно-оздоровительных услуг'', проводится сертификация юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала. Кроме того, необходимо пересмотреть структуру контрольно-разрешительной системы в здравоохранении в соответствии с Законом о техническом регулировании и необходимостью повышения роли врачебного самоуправления в рыночных условиях.
Еще один очень важный аспект менеджмента качества - способность проследить за всеми этапами выполнения тех или иных процедур для того, чтобы предупредить возможные негативные последствия. Гораздо выгоднее предвидеть и предотвратить проблему, чем потом пытаться ее решить и одновременно устанавливать причину происшедшего. Стандарты ISO позволяют это сделать - постоянный контроль и анализ диагностики, контроль и анализ лечения. Новый образ мышления. В больницах, которые не работают по стандартам ISO, проводится лечение, и если возникают проблемы, начинается выяснение их причин. В случае если применяется система менеджмента качества, все происходит наоборот - сначала проводится тщательная оценка потенциальных опасностей, и только потом назначается лечение. С другой стороны, такой подход позволяет еще и существенно снизить юридический риск, поскольку при четко определенной схеме оказания медицинской помощи имеются в наличии все сопутствующие документы, которые определяют степень квалификации медицинского персонала, возложенную на врачей или медицинских сестер ответственность. Таким образом, можно удостовериться, что лечение проводится специально обученным персоналом или же что всегда есть доступ к специалисту, который возьмет под контроль критическую ситуацию в случае ее возникновения