Сертификация товаров и услуг, как инструмент обеспечения качества
Стандартизация, метрология и сертификация - это инструменты обеспечения качества продукции, работ и услуг (см. рис.1).
Рис. Триада методов обеспечения качества
Таким образом, анализируя триаду можно сделать следующие выводы:
. Стандарт устанавливает основные потребительские свойства товара.
. Метрология гарантирует методами различного контроля, что изготовленная продукция соответствует стандарту, техническим условиям (ТУ) чертежей и др.
. Сертификация - это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям». Таким образом, сертификация - основное средство в условиях рыночной экономики, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации, гарантировать качество продукции. Наличие сертификата помогает покупателям правильно выбрать продукцию, которая является определенной гарантией ее качества.
Цели сертификации изображены на рис.
Рис. Цели сертификации
медицинский помощь сертификация законодательный
Наличие официального документа о сертификации продукции у предпринимателя облегчает проведение экспортно-импортных операций, служит ориентиром покупателю, в определенной степени гарантирует его безопасность.
При этом объект сертификации - продукция производственно-технического назначения, все виды услуг, товары народного потребления и т.д. Перечень объектов обязательной сертификации формируется законодательным органом и закрепляется в законодательном акте.
Обязательная сертификация распространяется на область государственных стандартов, обязательных к применению. В то же время ее использование практикуется в целях реализации государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности тех или иных видов продукции, их взаимозаменяемости и совместимости, а также ресурсосбережения.
Наличие обязательной и добровольной сертификации продукции - особенность российской системы сертификации. Такое деление сертификации продукции отсутствует в Руководстве ИСО/МЭК 2 . В Европе современная система сертификации является органическим продолжением систем сертификации различного функционального назначения и как бы выросла внизу. У нас в стране деление сертификации на обязательную и добровольную совпадает с существованием коммерческой и государственной сертификации. Формирование российской системы сертификации не пошло по европейскому пути, несмотря на то, что существовала отечественная система испытаний, включающая и сертификационные испытания, которые определялись как контрольные и проводились для установления соответствия характеристик свойств продукции нормативным документам других стран.
Обязательная сертификация вводится, как правило, для защиты населения, общества, окружающей среды от нежелательного воздействия продукции, процессов и услуг. При этом подтверждаются установленные требования безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан и безопасности для окружающей среды. Учитывая, что обязательная сертификация является барьером при движении товаров на рынок от производителя к розничному продавцу, ее применение должно быть оправданно в том смысле, что отказ от сертификации может быть чреват серьезными последствиями для жизни и здоровья граждан, для окружающей среды. Обязательная сертификация часто является необходимым условием допуска продукции на рынок и (или) ввода ее в эксплуатацию.
В настоящее время действующими документами по сертификации услуг в России являются "Положение о системе сертификации ГОСТ Р" (утв. Постановлением Госстандарта № 17 от 17.03.98 (с изменениями от 22 апреля 2002 г.)), а также Закон "О техническом регулировании". Руководящие указания по услугам содержатся в МС ИСО 9004-2 "Общее руководство и элементы системы качества. - Часть 2: Руководящие указания по услугам".