Методы исследования
Выявление уровня произвольного запоминания проводилось по методике «Заучивание десяти слов». Детям предлагаются десять одно- и двусложных слов: вода, день, звон, книга, мед, брат, окно, луна, лед, гром. Высокий уровень: после первого прочтения не менее 4-5 слов, после четвертого - 8-10 слов; средний уровень: после первого прочтения не менее 3-4 слов, после четвертого - 6-7 слов; низкий уровень: после первого прочтения не более 3 слов, после четвертого - 4-5 слов.
Выявление уровня развития мышления проводилось по методике «Назови одним словом». Ребенку предлагается десять предложений. Например: яблоки, сливы, груши - это … Ребенок должен обобщить понятия. Оценка результатов: допущено 1-2 ошибки - 3 балла. Допущено 3-4 ошибки - 2 балла, допущено 5-6 ошибок - 1 балл. Высокий уровень: 8-10 баллов, средний уровень: 4-7 баллов, низкий уровень: 0-6 баллов [19].