Использование опросника качества жизни /версия ВОЗ/
Средний балл, в группе юношей с ВСД по гипотоническому типу представлен следующим образом: физическая сфера - 14,2 балла; психологическая сфера - 13,6; уровень независимости - 15,8; социальные взаимоотношения - 15,6; окружающая среда - 13,4; духовная сфера - 14,3 балла.
В группе юношей с ВСД по смешанному типу: физическая сфера - 15,4 балла; психологическая сфера - 13,3; уровень независимости - 17,7; социальные взаимоотношения - 15,6; окружающая среда - 14,7; духовная сфера - 16,8 балла.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у студентов с ВСД по гипертоническому, гипотоническому и смешанному типам преобладает сфера уровня независимости. Второе место занимают социальные взаимоотношения и духовная сфера. На третьем месте - физическая сфера и окружающая среда. А четвертое, место с наиболее низким результатом, занимает психологическая сфера.
У юношей с ВСД по гипертоническому типу средний показатель оценки качества жизни и здоровья в целом равен - 91,7 балла. У студентов с ВСД по гипотоническому типу - 86,7 балла, и наконец, у студентов с ВСД по смешанному типу - 93,4 балла.
Таким образом, в группе студентов-юношей, проведенное анкетирование позволило выделить наиболее значимую сферу при оценке качества жизни, - уровень независимости. Особое внимание обращает на себя низкий балл психологической сферы.
У девушек с ВСД по гипертоническому типу средний балл физической сферы составил - 14,0 балла; психологической сферы - 13,1 балла; уровень независимости - 15,7 балла; социальные взаимоотношения - 15,5 балла; окружающая среда - 14,2 балла; духовная сфера - 15,7 балла.
Средний балл студенток с ВСД по гипотоническому типу в физической сфере составил - 14,1 балла; психологической сфере - 12,9 балла, уровне независимости - 15,7 балла; социальных взаимоотношениях - 15,6 балла; окружающей среды - 14,0; духовной сферы - 16,3 балла.
У девушек с ВСД по смешанному типу: физическая сфера - 13,7 балла; психологическая сфера - 12,8 балла; уровень независимости - 15,5 балла; социальные взаимоотношения - 15,2 балла; окружающая среда - 13,9 балла; духовная сфера - 15,6 балла.
При оценке качества жизни девушек с ВСД обращает на себя внимание низкий балл психологической сферы у всех исследуемых групп. Второе место занимают физическая сфера и окружающая среда. На третьем месте - уровень независимости и социальные взаимоотношения. И наиболее значимым, по данным исследования, качеством жизни девушек с ВСД является духовная сфера.
При общей оценке качества жизни студенток с ВСД по гипертоническому типу средний балл составил - 88,2 балла, у исследуемых с ВСД по гипотоническому типу - 88,5 балла, у анкетированных с ВСД по смешанному типу - 86,8 балла.
Таким образом, по результатам анкетных данных, у девушек с ВСД, особое внимание обращает на себя духовная сфера. Наиболее низкий балл имеет психологическая сфера.
Сравнительный анализ оценки качества жизни юношей с нарушением ВСД и основной медицинской группы по всем разделам опросника выявил следующее: средний балл у юношей с ВСД в физической сфере составил - 14,9 балла, в основной группе - 15,3 балла. По шкале психологической сферы у основной группы - 12,8 балла, это значительно ниже, чем в группе с ВСД - 13,6 балла. Низкий уровень независимости - 16,2, выявлен в основной группе, а в группе с ВСД - 16,7 балла. Потребность в сфере социальных взаимоотношений значительно выше у юношей с ВСД - 15,6 балла, у студентов основной медицинской группы - 13,8 балла. По шкале окружающая среда и духовная сфера, данные результаты были примерно одинаковыми в обеих группах исследуемых - 14,4 балла с ВСД и 14,6 балла в основной группе, а так же 15,6 балла - в группе с ВСД и 15,3 в основной группе соответственно.
Следует отметить, что общая оценка качества жизни и здоровья студентов с ВСД оказалась выше (90,6 балла), чем в основной медицинской группе (88,1 балла).