Классификация функций речи
1 уровень абстрагирования - описываю окружающее, называю словом, отвлекаюсь от своих чувств, эмоций; употребляю слово в речи, отвлеченно от предмета. При этом со мной остается слово.
уровень - отвлекаюсь от чувственной природы слова, наделяю его знаком (знак тоже обладает чувственной природой). эмоции это в психологии определение
В заключение нашего обзора (далеко не исчерпывающего) важнейших мер по охране и развитию голоса ребенка еще раз подчеркнем огромное значение культуры голоса воспитателя. Дело не в том только, что при хорошей культуре голоса воспитателя ребенок получает превосходные образцы для подражания, но и в том, что голос, его четкость, тембр, выразительность, волевая напряженность действуют на всю нервно-психическую организацию ребенка, с которой неразрывно связана деятельность голосового аппарата.
В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Это основное средство человеческого общения. Без речи человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени чем через процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Так, В.А.Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, сын железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата, нельзя было его обучить и грамоте. Хотя этот мальчик родился с предпосылками для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект его не развился. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Можно выделить три основные функции речи. Во-первых, речь наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция. Во-вторых, речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и, открывая личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи. В-третьих, речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи.
Предложенная выше классификация функций речи не единственно возможная. Однако она имеет определенное преимущество, так как отражает ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Действительно, маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное ко взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства при взаимодействии с окружающими людьми, сначала только со взрослыми, а после 2-х лет - и с другими детьми. Появление первых слов сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже самые примитивные ранние вербализации детей перестраивают их чувственный опыт, позволяют достичь более высоких и качественно специфических уровней обобщения, что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие речи.