Классификация функций речи
Функции речи классифицируются на коммуникативную, познавательную, регулятивную.
Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют (действуют) одна в другой.
В целом же речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:
1. Оно осуществляется в двух направлениях:
· социальном - совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
· семантическом (обозначающем, знаковом) - речь становится основой качественного преобразования психических процессов и превращается в орудие мышления.
2. Проходит два закономерно сменяющих друг друга этапа:
· пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить;
· активное использование речи.
3. Смена форм речевой деятельности протекает следующим образом:
· ситуативная речь;
· контекстная, связанная речь;
· объяснительная речь.
По своим видам речь может быть сокращенной и развернутой. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм. Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимодействий.
В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь - основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной (в зависимости от формы речевой деятельности) развернутостью и насыщенностью.
Внутренняя - основное средство мышления ("испарение" речи в мысль). Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки (анализ, синтез, осмысление) информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью (в этом она близка к диалогической).
Внешняя речь включает устную (монологическую и диалогическую) и письменную.
Диалогическая - это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Это речь поддерживаемая, в процессе которой собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль или переориентировать ее, что облегчает говорящему возможность выразить мысль, высказать отношение к предмету речи (к теме разговора) и быть понятым участниками диалога. Диалогическая речь свернута во времени, много в ней лишь подразумевается благодаря знанию ситуации собеседниками.
Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Но эта форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у
детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Не освоив диалогическую речь, малыш не может достаточно хорошо овладеть монологической, к которой, в период школьного обучения, предъявляются очень высокие требования.
Монологическая речь - это развернутая форма речи, последовательная, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника (таковой может и вообще отсутствовать). Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой главное условие - способствовать развитию желания ребенка говорить, а для этого он не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных ошибок.
Эгоцентрическая речь - это сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка. Она представляет собой вокализованную, звучащую речь, т.е. речь внешнюю по способам проявления, но в то же время внутреннюю по функциям и структуре. В психическом развитии ребенка эгоцентрическая речь - явление временное, но нужное, т.к. именно она является важнейшей предпосылкой становления, планирующей функции мышления. Несмотря на свое раннее появление (в возрасте 2-3 лет), эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается и у взрослых, особенно в такие периоды, когда человек сталкивается с особо трудной задачей, ситуацией. Вот тут-то "бормотание", обсуждение вслух с самим собой и помогает более полноценно осмыслить проблему.
Письменная речь - это способ запоминания и воспроизведения информации. Такая речь для собеседника является разновидностью монологической речи. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживание читателя в текст. Письменная речь требует от человека высокой степени абстрагирования - это абстракция двойного уровня.