Роль лечебной физической культуры в реабилитации детей и подростков с нарушением осанки
Научно-технический прогресс, механизация и автоматизация, расширение транспортного обслуживания населения, с одной стороны, резко снизили мышечную активность человека, а с другой - существенно повысили нервно-психические нагрузки.
Особенно неблагоприятно отражается это на растущем, формирующемся организме:
Ø задерживается физическое развитие и не стимулируется нервно-психическая;
Ø снижается мышечная и умственная работоспособность;
Ø снижается сопротивляемость организма к действию факторов внешней среды.
Поэтому в настоящее время физическая культура и спорт призваны компенсировать дефицит движений, предупредить негативные последствия гиподинамии, рационализировать образ жизни человека.
Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем - это лечебно-педагогический процесс, направленный на решение гигиенических, образовательных задач путем применения систем физических упражнений [14].
Известно, что одной из основных задач реабилитации является ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации [30,44]. Нельзя обеспечить функциональное восстановление, если игнорировать естественное стремление организма к движению. Вот почему лечебная физическая культура и лечебный массаж должны стать основными звеньями медицинской реабилитации больных различного профиля [44].
Можно выделить следующие основные принципы реабилитационного процесса:
Ø Применение патогенетически обоснованных методов восстановительного лечения;
Ø Дифференциация задач и направленность общей и специальной физической тренировки;
Ø Последовательная и ранняя активизация восстановительного лечения;
Ø Комплексность при осуществлении восстановительного лечения;
Ø Активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе.
В отечественной медицине лечебная физическая культура используется по трем направлениям: в восстановительной, поддерживающей и профилактической терапии, причем главным направлением является восстановительное лечение, отражающее задачи медицинской реабилитации [46]. В настоящее время оформились взгляды на восстановительную реакцию как на процесс приспособления, а полнота приспособления - это полнота здоровья. Как метод поддерживающей терапии лечебная физическая культура применяется когда достигнут «предельный успех» в восстановительном лечении, а патологические изменения приобрели относительную стабильность. Часто это имеет место на завершающем этапе медицинской реабилитации. Лечебная физическая культура и лечебный массаж как методы профилактической терапии, рассматриваются как неспецифическое предупреждение осложнений, обусловленных малоподвижным или резко ограниченным двигательным режимом, а также сдерживание развития возможных отклонений в системах организма. Лечебная физическая культура преследует и воспитательные цели: развитие активности, координации, равновесия, перевоспитание нарушенных болезнью двигательных актов, а также воспитание уверенности в своем выздоровлении и соблюдение гигиенических правил [29,43].
Сущность метода лечебной физической культуры состоит в том, что он биологичен и адекватен для больного человека. Его характерной особенностью является применение физических упражнений, которые ставят больного в условия активного участия в лечебно-восстановительном процессе на всех этапах медицинской реабилитации. Учитывая широкий спектр действия физических упражнений с вовлечением клинических и соматических функций, лечебная физическая культура рассматривается как метод общей неспецифической, патогенетической и профилактической терапии. В лечебной физической культуре покой и движение не исключают, а всегда дополняют друг друга.
В основе теоретических позиций лечебной физической культуры лежат данные анатомии, физиологии, гигиены, теории и методики физического воспитания, а также клинические знания. При осуществлении медицинской реабилитации она все больше старается интегрироваться с другими областями знаний: биологическими, социальными, физиологическими, гигиеническими и др. Эта интеграция знаний логически объединяется с дифференцированной разработкой методов лечебной физической культуры.
Биологической основой лечебной физической культуры является движение - важнейший естественно-биологический стимулятор организма, который стал первейшей потребностью современного человека. Социальное значение лечебной физической культуры обусловлено ее влиянием на здоровье человека. Социальное и биологическое в лечебной физической культуре рассматриваются в интегральном единстве. При применении лечебной физической культуры расширяется непосредственная связь больного с природой и ее факторами, она способствует адаптации человека к среде обитания. Физиологическая основа лечебной физической культуры - в медицинской реабилитации, рассматривающей влияние физических упражнений на функциональное состояние организма человека в норме и в патологии [50].