Проблемы планирования организации службы скорой медицинской помощи в муниципальном образовании
В настоящее время в силу многих экономических, социальных и административных причин особое значение приобретает разработка и применение на практике современных научно обоснованных методов текущего и перспективного планирования службы скорой медицинской помощи.
Планирование службы СМП населению предусматривает определение расчетных показателей потребности в бригадах и их профиля в крупных городах и населенных пунктах муниципальных районов регионов, определение мощности, материально-технической и кадровой обеспеченности станций (подстанций) СМП, а также больниц скорой помощи. Мануалы и руководства по ремонту машин Мерседес Е-Класс 1980 www.mercedesman.ru/E-Class/W123
План развития службы СМП должен быть отраслевым и относиться к компетенции МЗ и СР РФ и субъекта РФ. При составлении такого плана развития службы СМП нижестоящие органы здравоохранения (райздрав, горздрав, облздрав и другие) должны руководствоваться распоряжениями и указаниями вышестоящих органов.
План развития СМП должен предусматривать комплекс взаимосвязанных разделов работы - сеть станций (подстанций) СМП; больницы СМП; кадры врачей и фельдшеров; парк машин СМП; медицинское и хозяйственное снабжение. Планы развития службы СМП на любом уровне должны быть связаны с общим планом развития определенного региона и муниципального образования.
Система учреждений СМП в большинстве населенных пунктов складывалась и развивалась по принципу территориального деления городов. Поэтому наиболее оптимальный вариант развития службы СМП был в городах, где принцип организации этой службы предусматривал создание центральной станции и районных подстанций скорой помощи.
В настоящее время в условиях объединения скорой и неотложной медицинской помощи резко возрос объем деятельности службы, изменился ее характер. На подразделения службы СМП в основном стали поступать вызова по поводу заболеваний («плохо с сердцем», «боли в животе», «температура» и др.) - до 80% всех вызовов.
На этапе реализации закона о местном самоуправлении были созданы новые муниципальные образования, многие лечебные учреждения получили статус юридических лиц. Традиционно сложившиеся условия работы скорой и неотложной медицинской помощи были нарушены, что привело к еще большему ухудшению оказания экстренной медицинской помощи, особенно при угрожающих жизни больных и пострадавших состояниях, в муниципальных районах.
Постановка для службы СМП новых задач, возросший объем ее деятельности, изменение административной структуры регионов требуют при организации службы СМП муниципальных районов учитывать и то, что зоны обслуживания вызовов ее подразделениями, не всегда совпадают с административными районами. Выделение мест дислокации подстанций скорой помощи должно происходить с учетом 20-ти минутного прибытия бригады СМП к больному или пострадавшему (независимо город это или район), а для этого необходимо учитывать протяженность жилых массивов в городах, расстояния между населенными пунктами муниципальных районов, численности, плотность и возрастно-половую структуру населения, наличие транспортных магистралей и их состояние, структуру, возможности и расположение стационарных и амбулаторно-поликлинических лечебных учреждений, климатические условия и ряда других факторов, с обязательной привязкой подстанции (мелких самостоятельных отделений СМП при ЛПУ района не должно быть) к определенной больнице скорой помощи. Учитывая вышеизложенное должны просчитываться нормативы обеспечения службы СМП городов и муниципальных районов бригадами СМП и их материально-технического оснащения.
В новых условиях работы станций и подстанций СНМП возрастают требования к оснащению их связью, работе диспетчерской (в крупных городах и муниципальных районах она должна быть централизованной и технически хорошо оснащенной) и оперативного отдела.
Изучив существующее состояние службы СМП в городе или районе, собрав необходимые статистические данные ее работы необходимо выработать рекомендации о наиболее рациональной ее организации учитывая основные критерии ее оценки - это оперативность, объем медицинской помощи и ее качество. Особенно это актуально в настоящее время в условиях существующих финансовых, материально-кадровых и других ограничений.
Вышедший (действующий и в настоящее время) в 1976 г. приказ МЗ СССР регламентировал норму оснащения станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи санитарным автотранспортом - санитарный автомобиль с носилками на каждые 10000 городского и сельского населения.
До настоящего времени проводилось комплексное исследование объема и характера экстренной внебольничной медицинской помощи в городах разного типа, что позволило установить для них уровни общей обращаемости населения за скорой медицинской помощью.
Плотность населения в городах, развитие в них сети лечебных учреждений могут позволить подразделениям СМП при существующих нормативах материально-технического и кадрового обеспечения их обеспечить более оперативное и качественное оказание медицинской помощи больным или пострадавшим. Этого не скажешь в настоящее время про организацию СМП в муниципальных районах.