Правовые основы организации муниципального здравоохранения в РФ
Учитывая многофакторность Федерального закона №131-ФЗ, а также понимая сложность и опасность поспешного введения его в действие, законодатель устанавливает переходный период со дня его официального опубликования до 1 января 2009 г. (ч. 1.1 ст. 83), предусматривая при этом возможность более раннего окончания указанного переходного периода на отдельных территориях.
Итак, Федеральный закон №131-ФЗ предложил муниципальной власти инструменты для реализации полномочий, возложенных на местное самоуправление. На сегодняшний день Законом определены правовые и финансовые механизмы для реализации органами власти местного самоуправления возложенных полномочий по организации первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением скорой специализированной медицинской помощи), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Закрепленные за муниципальным уровнем власти Законом №131-ФЗ полномочия в сфере здравоохранения были детализированы в Основах законодательства здравоохранения Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (далее - Основы) в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №122-ФЗ).
Статьи 8 и 13 описывают муниципальную систему здравоохранения.
Так, в ст. 8 Основ к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения;
развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения;
организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами;
медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов;
скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной);
контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи;
обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
санитарно-гигиеническое образование населения.
Проводя анализ полномочий органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан, указанных в Основах, рассмотрим их в свете Закона №131-ФЗ.
. «Контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан». Данная функция не подверглась изменению в Законе №122-ФЗ и сохранилась, как в первоначальной редакции Основ, однако при сопоставлении ее с аналогичными полномочиями субъекта Федерации («принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением» - п. 1 ст. 6) она представляется более широкой. При закреплении полномочий за муниципальной властью по «контролю за соблюдением стандартов медицинской помощи» обращают на себя внимание более широкие права муниципального уровня по сравнению с правами субъекта Федерации («участие в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации» - п. 4.1 ст. 6 Основ в редакции Закона от 31.12.2005 №199-ФЗ). По всей видимости, данные логические противоречия в ближайшее время законодателем будут устранены.