Виды сенсорных систем
Зрительный путь позади перекреста образует зрительные тракты, каждый из которых содержит волокна от латеральной половины сетчатки своей и медиальной половины сетчатки противоположной стороны. Волокна зрительного тракта заканчиваются в латеральном коленчатом теле и подушке таламуса, а также в верхних холмиках четверохолмия. Аксоны клеток латерального коленчатого тела и подушки таламуса проходят через внутреннюю капсулу и, образуя зрительную лучистость, заканчиваются в коре затылочной доли полушария по краям шпорной борозды. Верхние холмики связаны со спинным мозгом и добавочным ядром глазодвигательного нерва, через которое осуществляются зрачковый рефлекс и аккомодация.
Сетчатка глаза - передний край мозга, наиболее удаленная от головного мозга часть зрительного анализатора, первой воспринимает свет, обрабатывает и преобразует световую энергию в раздражение - сигнал, в котором закодирована вся информация о том, что видит глаз. Исследование этого нервного образования помогает раскрыть тайны зрительного механизма, созданного природой.
Можно выделить две группы зрительных ощущений:
ü ахроматические, отражающие переход от белого к черному цвету, со всеми оттенками серого цвета и
ü хроматические, отражающие цветовую гамму с большим количеством оттенков и тонов цвета.
Без отражения цвета мир человека стал бы гораздо беднее, в цветовых ощущениях выражен и эмоциональный фон, например, часто говорят о теплых и холодных цветовых тонах. Эмоциональное воздействие цвета широко используется в живописи, да и в любом из видов художественных промыслов.
С помощью зрительного анализатора можно различить яркость цвета и выделить предмет из общего фона. Особенно хорошо видно черное на белом или белое на черном. Благодаря закону контраста становится возможным различать все плоскостные черно-белые изображения. Если предмет расположен далеко и при этом слабо освещен, то для его безошибочного определения контрастность должна быть достаточно высокой.
Пожалуй, в жизни любого человека наибольшую роль играют зрительные ощущения, без них деятельность человека очень ограниченна, а некоторые виды деятельности вообще невозможны, т.к. основной источник информации зрение. Глаза, при длительной работе, например, на компьютере, устают, им нужен отдых.
Слух
Слуховые ощущения являются также дистантными ощущениями. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, улитке со слуховой мембраной и чувствующими волосками. Ушная раковина, так называемое, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. Чувствующие окончания улитки возбуждаются в результате резонанса, т.е. различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение при определенном числе колебаний в секунду, и полученные сигналы передаются в мозг. Эти колебания возникают в упругих телах и передаются воздушной средой. Звук имеет волновую природу и характеризуется частотой и амплитудой.
Частота звука определяется числом волновых периодов в единицу времени. Так, например, слуховой диапазон взрослого человека находится в пределах 15 - 20000 Гц, уменьшаясь с возрастом. Звуки отличаются не только частотой, но и тембром, придающие уникальность и своеобразную окраску голосу и звучанию различных музыкальных инструментов. Громкость звука зависит от ее амплитуды и измеряется в децибелах (логарифмическая шкала). Обычный разговор происходит при 50 - 60 дБ, а рок-музыка до 130 дБ, т.е. достигает болевого порога.
Слуховые проводящие пути - это совокупность нервных волокон, проводящих нервные импульсы от улитки к слуховым центрам коры головного мозга, в результате чего возникает слуховое ощущение.
Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука:
ü силу (громкий - слабый),
ü высоту (высокий - низкий),
ü тембр,
ü длительность звучания и темпоритмический узор воспринимаемых звуков.
Фонематическим называется слух, используя который можно различать звуки речи. Он формируется в течение жизни и зависит от речевой среды обитания. Хорошее знание иностранного языка предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Способность к обучению иностранным языкам определяется фонематическим слухом, который также влияет и на грамотность письменной речи.
Музыкальный слух человека воспитывается и формируется, как и речевой. Способность наслаждаться музыкой является многовековым результатом развития музыкальной культуры человечества.
Шумы и шорохи - менее значимы для человека, если только они не мешают ему жить. Шумы могут вызывать приятный эмоциональный настрой, например шум дождя, рокот морского прибоя. Шумы также могут служить сигналом опасности - шипение газа, топот ног за спиной, вой сирены.