Маркетинговое исследование ассортимента
Маркетинговое исследование ассортимента проводила с помощью методов анкетирования и телефонного опроса.
В анкетировании и телефонном опросе приняли участие 150 человек, из них 45 мужчин и 105 женщины.
С помощью анкеты было выявлено:
Портрет покупателя, его социально-демографическая характеристика
Источники информации о товаре для покупателей
Товарные предпочтения покупателей
Ценовые предпочтения покупателей
Влияние факторов на выбор товара
Роль фармацевтического и медицинского работника в выборе ЛП
В результате анализа анкет была проведена группировка потребителей по полу, по возрасту, по семейному положению, по образованию, по среднему уровню дохода. 1. Группировка респондентов по полу:
Среди опрошенных респондентов 70% составляют женщины и только 30% мужчин.
Рис.1 Группировка респондентов по полу.
2. Группировка респондентов по возрасту:
Наибольшее число опрошенных 39% составляет люди в возрасте от 26 - 35 лет
% составляют люди в возрасте от 36 - 45 лет
% люди в возрасте от 18 - 25 лет
% в возрасте от 56 - 65 лет
% в возрасте от 46 - 55 лет
% в возрасте от 66 - 75 лет
% в возрасте от 75 лет и старше.
Рис. 2 Группировка респондентов по возрасту.
3.Группировка респондентов по семейному положению:
% респондентов состоят в браке, а 44% - не состоят.
Рис. 3 Группировка респондентов по семейному положению.
4.Группировка респондентов по образованию:
Наибольший процент респондентов с высшим образованием 53%
Со средне-специальным составило 30%
Средним - 17%
Рис.4 Группировка респондентов по образованию.
5.Группировка респондентов по среднему уровню дохода:
Преобладают люди с месячным доходом от 8000 - 10 000р. - 24%
Люди с доходами от 20 000 р. и более - 19%
С доходами от 6000 - 8000 р. - 17%
С доходами от 4001 - 6000 р. - 16%
С доходами от 10 001 - 20 000 р. - 13%
С доходами от 2001 - 4000 р. - 11%
Рис. 5 Группировка респондентов по доходу.
Итак, наиболее частым потребителем является женщины в возрасте от 26 - 35 лет, состоящие в браке, имеющие высшее образование и средний месячный доход от 8000 - 10 000р.
Характеристика покупателя в отношении лечения заболеваний.
При заболевании большинство респондентов 61,4% занимаются самолечением, лишь 38,6% обращаются к врачу, при этом только иногда, 49% респондентов соблюдают назначения врача и 45% всегда следуют назначению.
Рис. 6 Отношение покупателя к лечению.
В аптеку люди в основном приходят за лекарственными препаратами(64%), 30% приобретают как ЛП, так и косметические средства и только 6% предпочитают ходить в аптеку в основном за косметическими средствами.
Коммуникационные составляющие:
Исследовалось какому источнику информации доверяют больше при выборе ЛП. Выяснилось, что большинство респондентов (50%) при выборе ЛП доверяют информации из интернета, 31% предпочитают другие источники, 15% верят телепередачам и лишь 4% пользуются научной литературой для получения информации.
Рис. 7 Источники информации, используемые респондентами.
Реклама для 89% респондентов не является достоверным источником информации, но при этом 77% опрошенных признаются, что на выбор ЛП реклама оказывает существенное влияние.
Ценовые предпочтения:
Для большинства респондентов 57% оптимальная цена ЛП составляет от 100 - 500 рублей ; 21% предпочли цену меньше 100 рублей; для 17% респондентов цена не имеет значение и 5% респондентов считают, что оптимальная цена составляет от 500 - 1000 рублей.
Степень значимости факторов, оказывающие влияние на потребителя:
Табл.№1 Степень значимости факторов для потребителя.
Факторы оказывающие влияние на потребителя |
Приоритет при выборе | ||||||
На 1-м месте |
На 2-м месте |
На 3-м месте |
На 4-м месте |
На 5-м месте | |||
1.Цена ЛП 2.Эффективность ЛП 3.Безопасность ЛП 4.Известность ЛП 5.Удобство ЛФ |
14% 46% 35% 6% - |
30% 23% 46% 4% - |
31% 28% 8% 14% 18% |
16% 3% 7% 38% 34% |
9% - 4% 38% 48% | ||