Особенности физического развития и опорно-двигательного аппарата
Для воспитания быстроты в этом возрасте целесообразно использовать как различные спортивные подвижные игры, так и многократное выполнение различных прыжков и прыжковых упражнений, быстро пробегаемых отрезков до 60-80м., а также контрастные по мышечному напряжению упражнения.
Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата - высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба - способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития гибкости. Гибкость определяется способностью индивидуума выполнить определенное упражнение с большой (оптимальной) амплитудой. Следует помнить, что гибкость метателя должна отличаться от гибкости в других видах легкой атлетики. Недостаток в развитии гибкости может отрицательно влиять на совершенствование силы, быстроты, выносливости, ловкости, снижать темпы освоения новых движений. [9]
В отличие от других двигательных качеств гибкость начинает ухудшаться в силу своих особенностей становления организма уже до начала обучения в школе. Так, к 10-12 годам подвижность голеностопных суставов уменьшается на 25%, а в суставах позвоночного столба к 14 годам - еще более. [10]. Снижение уровня гибкости зависит от возрастного окостенения хрящевых тканей, уменьшения подвижности в сочленениях, так как уже к 13-16 годам завершается формирование суставов, теряют эластичность связки и мышцы. В связи с этим гибкость поддается развитию гораздо легче в младшем возрасте. Поэтому если у них гибкость была развита довольно хорошо, то в старшем возрасте достаточно сохранить и поддерживать достигнутый уровень этого качества.
Координация движений является важным фактором для успешного овладения техникой. Наиболее благоприятный возраст для эффективного развития и совершенствования координации движений: у мальчиков - 10-14 лет, у девочек - 9-13 лет. В этом возрасте дети очень быстро усваивают сложные упражнения. Они могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации. Этому способствует интенсивное развитие пространственной ориентировки и других показателей двигательной функции. При этом особое значение имеет правильный показ изучаемого упражнения (особенно младшего возраста до 11 лет) - обладают большими подражательными способностями. С переходом в подростковый возраст (у мальчиков с 12-13 лет, и у девочек с 11-12 лет) координационные возможности значительно понижаются. Период ухудшения координации движений может продолжаться от 1,5 до 2,5 года. [8]