Особенности висцеральных систем
В 11-12 лет еще происходит прорезывание постоянных зубов (кроме зубов мудрости) и заканчивается к 14-летнему возрасту.
Уровень объема и концентрации выделяемых пищеварительных соков близок к взрослому. Достигается максимальная активность пищеварительных ферментов, повышается кислотность желудочного сока, развивается полостное пищеварение.
В поддержание постоянства внутренней среды важная роль принадлежит мочевыделительной системе. Почки достаточно сформированы уже к 2-3 годам. Особенно значительный прирост массы почек отмечается в период полового созревания.
В среднем школьном возрасте заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования - фильтрации и реабсорбции. Происходит образование первичной и вторичной мочи, близкой по количеству и составу к конечным показателям. Суточное количество выделяемой мочи составляет у детей 1,5 литра.
Хотя условно-рефлекторный механизм выделения мочи устанавливается в первые годы жизни ребенка, но еще и в среднем школьном возрасте встречается ночное непроизвольное недержание мочи.
В среднем школьном возрасте происходит резкое изменение деятельности желез внутренней секреции, вызванное включением генетических влияний на центральную нервную систему и эндокринную систему. Организм подростка вступает в переходный период.
Большое значение в этом возрасте в росте тела имеет гормон поджелудочной железы инсулин, который активирует секрецию соматотропина и способствует анаболическим процессам - синтезу белков, жиров и углеводов в организме. Среди детей нарушения функций поджелудочной железы и заболевания сахарным диабетом чаще всего встречается в возрасте 12 лет. [13]
Особенности терморегуляции обмена веществ и энергии.
Процессы теплообмена у подростков отличаются от этих процессов у детей более младшего возраста. С увеличением габаритов тела увеличиваются градиенты температуры кожи от туловища к дистальным отделам конечностей.
Становятся более выраженными суточные колебания температуры тела. Средние суточные изменения температуры ядра тела в подростковом возрасте составляют около 1.0°С.
Снижается значение химической терморегуляции, обеспечивающей поддержание постоянства температуры тела за счет изменений интенсивности метаболических процессов, и повышается роль физической терморегуляции, изменяющей отдачу тепла с поверхности кожи за счет сосудистых реакций.
В среднем школьном возрасте завершается созревание физиологических механизмов, регулирующих потоотделение. По количеству и характеру реакций термическое и психогенное потоотделение с окончанием переходного периода приближается к аналогичным показателям взрослых лиц.
На протяжении среднего и старшего школьного возраста происходят перемены в обмене веществ и энергии. Уменьшается преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции.
Величина основного обмена у детей этого возраста в расчете на единицу массы тела или поверхности тела заметно снижается. Суточная величина основного обмена возрастает у подростков по отношению к детям младшего школьного возраста почти в 1,5 раза, достигая 1300-1400 кал.