Функциональный процесс становления речи
Речь маленьких детей в период формирования всегда свойственны недостатки звукопроизношения. Прежде всего, это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух точно дифференцировать звуки речи. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, речь его не недостаточно ясна и чиста по звучанию. эмоции это в психологии
Таким образом, в какой мере работа голосового аппарата и мероприятия по охране и правильному развитию детского голоса тесно связаны с психо-физическим состоянием всего организма. Наряду с образцами речи и звукопроизношения должны быть пущены в ход все меры укрепления и закаливания сил организма, все методы воспитательного воздействия, способные утвердить в ребенке веру в свои силы.
При более детальной выработке мер для предупреждения различных недостатков голоса и речи (косноязычие, заикание) или исправления уже образовавшихся необходимо всегда учитывать постоянную взаимосвязь и взаимное влияние трех основных механизмов речи:
1. дыхания (легкие);
2. фонации (гортань);
. артикуляции (резонирующие полости).
Только при правильном дыхании может выработаться правильная, ясная дикция. Нет сомнения также, что правильное развитие мышц, участвующих в образовании членораздельных звуков, находится в тесной связи и с общим развитием двигательной сферы ребенка. Недостаток речи в ее двигательной части в ряде случаев связывается с недостатками в других двигательных областях.
Вот почему правильное развитие и воспитание движений следует рассматривать и как меру, содействующую правильному развитию голоса и речи, и как средство исправления недостатков.
Гибкость имеет особенно важное значение для человеческого голоса. Монотонная речь маловыразительна, лишена эмоциональной теплоты; она свидетельствует иногда о серьезных поражениях центральной нервной системы (подкорковых центров). Записи кривых воздушных колебаний при произнесении звуков показывают, что не только при произнесении каждого слова, но даже отдельного слога колебания не остаются неизменными и толчок выдыхаемого воздуха претерпевает тонкие изменения различной интенсивности в соответствии с характером звуков.
Внесение в слово или слог лишнего звука усложняет задачу не только с количественной, но и с качественной стороны, требуя новой сложной координации движений. Более того: даже такое внешне простое односложное восклицание, как «О!», характеризуется различными индивидуальными колебаниями, имеет каждый раз свою особую мелодию в зависимости от эмоции, выражением которой оно является.
При отсутствии достаточной гибкости эмоциональные оттенки, не находя соответствующего речевого выражения и не встречая поэтому должного отклика, постепенно будут глохнуть, вследствие чего полноте жизни ребенка будет нанесен существенный ущерб.
Для решения этой задачи может служить выразительное чтение художественных произведений, хорошая декламация, специальные игры, образцы богатой модуляциями разговорной речи взрослых, пение. На правильную постановку пения (индивидуального и хорового) следует обратить особенное внимание. Не касаясь здесь вопроса о роли пения в художественном воспитании, мы должны с особенной силой подчеркнуть огромное значение пения для охраны и развития голоса ребенка.