Акселерация и ретардация развития
Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей отдельной возрастно-половой группы, встречаются разнообразные отклонения, которые можно свести к двум основным типам: акселерация развития - ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков, и ретардация развития - задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В среднем и те и другие дети составляют 13-20 % от общего числа детей данного возраста. Для акселерации характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. У детей с таким развитием раньше происходит половое созревание и раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам), а также несколько быстрее наблюдается психическое развитие.
Более раннее развитие детей и подростков интересует медиков, педагогов, психологов и социологов, так как требует пересмотра методов обучения, изменения форм и методов физического, полового и эстетического воспитания молодежи. Биологические механизмы акселерации пока до конца не выяснены. Наиболее вероятные причины увеличение количества смешанных браков, урбанизация населения, улучшение социальных условий жизни и др.
Явление ретардации необходимо учитывать при решении вопроса о школьной зрелости и возраста поступления ребенка в школу. Это поможет организовать специальные группы для детей с замедленным физическим и психическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии организации адекватной их возможностям учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья детей с отставанием развития целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.
Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены, однако большое значение имеют эндогенные причины: наследственные, врожденные и приобретенные в процессе индивидуального развития нарушения и их экзогенные причины - различные факторы социального характера.
Следует помнить, что календарный (паспортный) возраст детей и подростков не всегда соответствует их биологической зрелости. В этой связи целесообразно определение биологического возраста детей и подростков, которое осуществляется с помощью разнообразных методов. Наиболее надежно определение биологического возраста по степени окостенения скелета и стадиям развития вторичных половых признаков. Иногда для определения биологического возраста детей и подростков оценивают их двигательные возможности, которые сравнивают с существующими стандартами, характерными для того или иного возраста.
Вывод
Биологический возраст- это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом, выраженный в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста.
Данное соотнесение может быть выполнено как с помощью непосредственного наложения на стандартную кривую графика-эталона, так и с помощью некоторой вычислительной процедуры, например, с помощью регрессионной модели оценки данных.
Таким образом, биологический возраст - это характеристика любого меняющегося с возрастом процесса или биомаркера, но есть классы или группы этих процессов и элементов, отличающиеся спецификой и поэтому имеющие свои специальные названия. Данные классы имеют пересечения, их определения у различных авторов могут отличаться, поэтому приведем ниже систему определений, представляющуюся авторам наиболее приемлемой с точки зрения полноты представления процессов старения, с одной стороны, и специфичности классов различных процессов, с другой.