Качество жизни студентов, страдающих ВСД
Вегето-сосудистая дистония - это нарушение работы отдела нервной системы, отвечающего за регуляцию внутренних органов - сосудов, сердца, кишечника и т.д. Парадокс заключается в том, что при этом сами органы остаются абсолютно здоровыми, что, впрочем, не мешает им "плохо себя вести". Причем, чаще всего сбои происходят в работе сердца и сосудов. Это, так называемая, нейроциркуляторная дистония, которая может проявляться в трех вариантах:
. При кардиальном варианте человек ощущает неприятные симптомы со стороны сердца.
Это могут быть:
дискомфорт в области сердца. В отличие от стенокардии, когда человек четко показывает, где болит и указывает нажимающий характер боли, ощущения носят неопределенный характер и не имеют четкой локализации;
нарушение сердечного ритма: учащенное или уряженное сердцебиение как реакция на резкий звук, перепады в погоде и др.
"ощущение сердца";
отдышка, без четкой связи с физической нагрузкой;
повышенная утомляемость и пр.
. Гипертензивный вариант (по типу повышенного давления).
Человек, подверженный этому недугу, становится более раздражительным, ощущает напряжение, шум в ушах, головную боль. Этот вид дистонии часто рассматривают как предболезнь, которая, при отсутствии лечения, рискует перейти в гипертонию.
. Гипотонический вариант (по типу пониженного давления).
Человек как будто постоянно находится в предобморочном состоянии, чувствует слабость и упадок сил, у него может появляться бледность и выступать холодный пот. При этом у больного отсутствуют какие-либо желания, ему не хочется вставать с постели, возникают сложности с тем, чтобы заставить себя работать. При этом человек часто выглядит как симулянт, но ему на самом деле физически тяжело.
Доклад профессора В.Б. Мандрикова
на заседании Учёного совета
от 13.10.2010
«К вопросу об оценке качества жизни студентов с синдромом вегето-сосудистой дисфункции»
Вегето-сосудистая дисфункция (ВСД), именно это заболевание заставляет ощущать почти постоянную головную боль, слабость, головокружение, звон в ушах, чувство страха, повышенную возбудимость, раздражительность, снижение работоспособности и многие другие недомогания.
Современный студенческий контингент характеризует большая умственная нагрузка в условиях дефицита двигательной активности. Процесс обучения часто связан со сменой места жительства и привычного круга знакомств, изменением сложившегося стереотипа, социального статуса личности, недостаточными функциональными и материальными возможностями для удовлетворения своих духовных и других потребностей.
На кафедре физической культуры и здоровье были проведены исследования по определению качества жизни студентов с ВСД по гипертоническому, гипотоническому и смешанному типу.
Для реализации поставленной цели решались задачи:
1. Провести анализ публикаций и выявить адекватный метод оценки качества жизни студентов с ВСД.
2. Провести сбор и анализ информации по оценке качества жизни студентов с ВСД за период обучения в вузе с использованием опросника ВОЗКЖ-100.
. Установить закономерности изменения качества жизни студентов с ВСД.
. Провести сравнительный анализ качества жизни студентов с ВСД и основной медицинской группы.
. Провести внутригрупповой анализ данных оценки качества жизни студентов с ВСД за период обучения.
Для оценки качества жизни нами был выбран опросник ВОЗКЖ-100 - для самостоятельного заполнения, вопросы которого касаются восприятия индивидом различных аспектов своей жизни.
Качество жизни рассматривается как многомерная, сложная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, своего уровня независимости, своих взаимоотношений с другими людьми и личных убеждений, а также своего отношения к значимым характеристикам окружающей его среды. С помощью опросника осуществляется оценка шести крупных сфер КЖ: физическая сфера - физическая боль и дискомфорт, жизненная активность, энергия и усталость, сон и отдых; психологическая сфера - положительные эмоции, мышление, обучаемость, память и концентрация (познавательные функции), самооценка, образ тела и внешность, отрицательные эмоции; уровень независимости - подвижность, способность выполнять повседневные дела, зависимость от лекарств и лечения, способность к работе; социальные взаимоотношения - личные отношения, практическая социальная поддержка, сексуальная активность; окружающая среда - физическая безопасность и защищенность, окружающая среда дома, финансовые ресурсы, медицинская и социальная помощь (доступность и качество), возможности для приобретения новой информации и навыков, возможность для отдыха и развлечений и их использование, окружающая среда вокруг (загрязненность, шум, климат, привлекательность), транспорт; и духовная сфера - духовность, религия, личные убеждения, а также напрямую измеряется восприятие респондентом своего качества жизни и здоровья в целом, которые демонстрируют их универсальность с одной стороны, и достаточно четкое отличие друг от друга - с другой.