Древняя медицина
Происхождение китайской медицины окутано легендами. Ее основателем считается император Шэнь-нун (ок. 2700 до н.э.), который, согласно преданию, составил первый травник с описанием более 100 лечебных средств. Он также считается изобретателем техники акупунктуры. Самый древний и великий китайский медицинский труд - трактат Нэйцзин (Канон медицины) - приписывается императору Хуан-ди (2698-2599 до н.э.); подлинное время его создания неизвестно.Китайская медицина была первоначально магической; однако в дальнейшем накопились эмпирические знания о лекарственных средствах растительного происхождения. Основой медицинской теории служило абстрактное учение о пяти элементах и о противоположных силах инь и ян, т. е. женском и мужском началах; в нарушении равновесия или гармонии между ними усматривалась главная причина болезни. Китайцы не практиковали вскрытий, их анатомические и физиологические представления были довольно фантастичны. Однако есть основания думать, что они знали о кровообращении. Пульс играл основную роль в диагностике. Его измеряли в 11 точках, каждый раз используя три разных по силе надавливания. Было известно двести разновидностей пульса, 26 из них означали приближение смерти.Терапия основывалась на законах взаимодействия инь и ян и использовала множество магических средств. Особенно популярным было учение о "знаках" (сигнатурах): желтые цветы применяли для лечения желтухи, напоминающие форму почек бобы - при заболеваниях почек и так далее. В то же время некоторые из почти 2000 рецептов традиционной китайской медицины были действительно очень ценными и сохранили свое значение до сих пор. Так, соли железа применялись при анемии, мышьяк при кожных заболеваниях, ртуть для лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а опий как наркотическое средство. В китайской фармакологии было предвосхищено и современное использование эфедрина. Прививки оспы через вдувание практиковались с древнейших времен, но они, вероятно, не были собственным изобретением китайцев. Хирургия, процветавшая в древнем Китае, впоследствии перестала развиваться. В целом китайская медицина отличалась косностью и догматизмом. Она избегала непосредственного наблюдения и эксперимента и в течение веков не претерпела существенных изменений.
Китайская медицина (Цы-Гун, У-Шу)
На Востоке считают, что человек - это многоуровневая система, и тело занимает в ней самый низший уровень. В этом главное отличие восточных оздоровительных техник от западных. Западная медицина развивается по пути интенсивного изучения отдельных аспектов человеческого организма. Это естественный прогресс научного знания. Однако отдельные попытки вмешательства в организм, без учета сложных связей и саморегуляции, могут привести к нежелательным побочным эффектам. Китайская медицина не интересуется деталями устройства конкретных органов, а рассматривает организм как сложную саморегулирующуюся систему, находящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой. В человеке выделяют двенадцать основных систем и восемь подсистем, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам. Накопленные веками наблюдения позволили разработать системы их диагностики и установить их взаимосвязь - по пульсу, биологически активным точкам и пр., а также способы воздействия на эти центры. Регулирование организма построено на понятии особого вида энергии Ци (Ки по-японски, прана на санскрите), которая циркулирует по этим системам. От равномерного и правильного протекания энергии зависит здоровье человека. Любая закупорка или "шероховатость" энергетических каналов (из-за влияния внутренних или внешних факторов) ведет к застою, либо к неправильному течению Ци - результатом становится нарушение здоровья. На этих представлениях строится оригинальная классификация болезней и разрабатываются методы, средства и принципы лечения: иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, психофизические упражнения, лекарственные травы и др. Наиболее распространенная в Китае оздоровительная техника - Ци-Гун. В ней используются комплексы особых упражнений, позволяющих укрепить костно-мышечную систему и внутренние органы. По ним можно научиться концентрировать и перемещать по телу жизненные энергии, осуществлять энергетический обмен с внешней средой, можно также овладеть умением сосредотачивать сознание на отдельных частях тела и, наоборот, расслабляться, полностью отрешаясь от мыслей. Другой вид китайской гимнастики - У-Шу - в отличие от Ци-Гун является воинским искусством и может включать в себя кулачный бой, фехтование, стрельбу из лука и пр. Гимнастика У-Шу направлена на развитие наступательных и защитных способностей организма. Тем не менее, без Ци-Гуна, с его способами психо- и энерготренинга, выдающихся успехов в У-Шу не достичь. Поэтому главное различие этих гимнастик заключается в их целенаправленности, а не в методах.