Методика лечебной гимнастики при кифотической осанке
Корригирующая гимнастика при кифотической осанке должна рассматриваться, прежде всего, как определенная система обучения и тренировки детей с нарушениями осанки, направленная главным образом на воспитание способности к правильной постановке тела в различных положениях и при движениях. Добиться этого можно только при правильной организации общего и двигательного режима дня, насыщения любых занятий физическими упражнениями (уроки физкультуры, утренняя гимнастика, физкультпаузы на уроках, игры на переменах и прогулках и т.д.) различными корригирующими упражнениями, регулярными занятиями в секциях общей физической подготовки и в секциях по видам спорта.
Весь курс корригирующей гимнастики делится на три периода:
1) Вводный - решающий задачи организационного плана и адаптации организма к дополнительным физическим нагрузкам. Основными средствами являются строевые и порядковые упражнения, упражнения, способствующие формированию представления о правильной осанке, правильного дыхания, общеукрепляющие упражнения.
2) Основной - в котором решаются задачи коррекции имеющихся дефектов осанки, укрепления мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, укрепления общего физического развития, воспитания навыков правильной осанки и учебно-воспитательные задачи. Основными средствами этого периода являются общеразвивающие, дыхательные и специальные корригирующие упражнения, подвижные игры и элементы спортивных игр, закаливающие процедуры.
3. Заключительный - направленный на закрепление навыка правильной осанки и умения поддерживать ее в различных условиях и положениях тела, закрепление навыка правильного дыхания, снижение физической нагрузки. Основными средствами этого периода являются специальные упражнения, игры, элементы спорта.
В основу всей методики коррекции должны быть положены следующие основные принципы:
Ø Общее укрепление мышечной системы (создание мышечного корсета) с симметричной тренировкой всех групп мышц.
Ø Разгрузки и вытяжения позвоночника, достигаемые упражнениями, выполняемыми из исходного положения лежа, виса, стоя в упоре на коленях и выполняемых преимущественно активно.
Ø Развития правильного дыхания.
Ø Мобилизация и противовыгибания позвоночника, проводимые только при фиксированных деформациях и строго локально.
Воспитание навыков правильной осанки осуществляется в процессе всего курса занятий с использованием упражнений в балансировании, упражнений у зеркала, упражнений с выключением зрительного контроля, направленных на выработку мышечного чувства правильного положения тела.
Физическая нагрузка в течение курса занятий возрастает постепенно, путем смены исходных положений, увеличения амплитуды движения, дозировки, степени мышечного напряжения и общей массы вовлекаемых в работу мышц.
Методика и содержание корригирующей гимнастики при кифотической осанке
определяется степенью выраженности кифоза, функциональным состоянием мышц спины и отклонениями в функции внешнего дыхания. Основными задачами являются:
Ø Разгрузка позвоночника и активная мобилизация его на вершине кифоза, активное вытяжение.
Ø Укрепление мышц спины и развитие эластичности грудных мышц.
Ø Воспитание правильной осанки и правильного дыхания.
Разгрузка позвоночника и активная симметричная мобилизация его на вершине кифоза достигаются путем проведения упражнений в активном вытяжении и прогибании, причем последние выполняются в условиях стабилизации поясничного лордоза. Активное вытяжение и активная редрессация на вершине кифоза достигаются путем выполнения упражнений стоя у зеркала и в положении лежа с симметричным напряжением мышц спины.
Осуществляя задачу укрепления мышц спины, учитывается то, что при усиленной нагрузке (более 50% всех упражнений) на мышцы спины, их тонус и активность к концу занятий снижаются. В этой связи специальные упражнения на укрепление мышц спины проводятся на фоне общеукрепляющих. Одновременно используются упражнения, способствующие развитию эластичности грудных мышц.
Обучение правильному дыханию начинается из положения лежа, а по мере усвоения навыка переходят к выработке определенного ритма дыхания. Обучая правильному дыханию, мы добиваемся не только улучшения функции внешнего дыхания, но и воздействуем на грудную клетку, а через движения ребер стремимся оказывать корригирующее влияние и на деформированный позвоночник.