Психологические воздействия
Мысль о том, что неблагоприятные психологические воздействия могут вызвать некоторую задержку роста, часто приходит в голову. В последние годы было достоверно установлено, что у некоторых детей под влиянием эмоционального стресса происходит задержка секреции гормона роста, что сказывается на их развитии также, как и первичное отсутствие гормона роста. Однако после прекращения воздействия условий стресса гормон роста вновь начинает выделяться и наблюдается обычная стадия быстрого восстановления.
Подобная задержка роста может наблюдаться не только в условиях крайнего стресса, и, по-видимому, именно этим можно объяснить незначительные вариации индивидуального роста, хотя убедительными доказательствами на этот счет мы, естественно, не располагаем.
После войны Виддаусон изучал влияние пищевого рациона на развитие осиротевших детей, получавших скудное питание, доступное в Германии в 1948 г. Ему представился редкий случай наблюдать последствия замены воспитательницы. По плану эксперимента детям из приюта 2 после 6-месячного контрольного периода давали прибавку к пищевому рациону, а затем сравнивали их рост и вес с ростом и весом детей из приюта, не получавших такой прибавки. Однако результат оказался прямо противоположным предполагаемому. Хотя дети из приюта 2 во время первого, контрольного периода лучше прибавляли в весе, чем дети из приюта 1, во время второго периода, когда калорийность их рациона была увеличена на 20% они стали хуже прибавлять в весе. Причина, по-видимому, заключалась и том, что как раз на рубеже двух периодов одна из воспитательниц была переведена из приюта 1 и стала во главе приюта 2. Она «воспитывала» детей розгами и обычно выбирала обеденное время для публичного и часто несправедливого наказания провинившихся. Это расстраивало всех остальных детей. Исключение составляли лишь восемь ее любимцев, которых она взяла с собой из приюта 1. Эти восемь всегда весили больше, чем другие, а при повышенном питании в приюте 2 стали прибавлять в весе еще быстрее. Тот же эффект, но менее выраженный, наблюдался и в отношении длины тела.
«Лучше скудный обед, приправленный любовью, чем жирный окорок нашпигованный ненавистью», - пишет Виддаусон.
Вероятно, подобным образом можно хотя бы отчасти объяснить результаты некоторых наблюдений по увеличению роста и веса школьников в учебное и каникулярное время.